Авиация россии. Средний транспортный самолет Как идёт процесс проектирования нового самолёта

Тема: Средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-214

Новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолет, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.

Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.

Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.

Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?

Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

После 2015 года проект решили вернуть в Россию?

Рабочее название самолета - Ил-276

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.

То есть оно еще не утверждено официально?

Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей

С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Проект среднего военно-транспортного самолета Ил-276

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?

Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения - прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?

Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

Двигатели такие же, как и на Ил-76?

Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?

Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.

Какова его дальность, скорость?

Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

Ил-276 будет в версии топливозаправщика?

В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?

На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

Где его будут строить?

Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.

Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А?

Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

Ил-112 не пересекается с этим проектом?

Ил-112 - это перспективный легкий самолет. Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

Как идет процесс проектирования нового самолета?

Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

Команда уже сформирована?

Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.

Сколько понадобится таких машин в войсках?

По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".

Беседовала Анна Юдина

Очередной попил. ИМХО, Ту-330, намного интереснее как проект был, хотя бы за счет большего объема грузового отсека.


По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в октябре нынешнего года в Институте был завершен очередной цикл испытаний в аэродинамической трубе (АДТ) Т-102 модели среднего транспортного самолета (СТС) короткого взлета и посадки. Работы проводились в рамках государственного контракта с Минпромторговли России.

Исследования модели СТС в АДТ проводились вблизи неподвижного экрана, имитирующего влияние земли. Специалисты Института рассмотрели влияние отказа двигателя на аэродинамические характеристики, устойчивость и управляемость самолета.

На основании анализа распространенной в Интернете информации, можно сделать предположение, что в АДТ ЦАГИ продували модель разрабатываемого в настоящее время в ОКБ им. С.В.Ильюшина среднего военно-транспортного самолета (ВТС), проект которого имеет рабочее обозначение Ил-276. Первый полет среднего ВТС Ил-276, известного ранее как российско-индийский проект МТА (Multipurpose Transport Aircraft), запланирован на 2023 г. В 2017 г. на проект Ил-276 намечалось выделить 3 млрд руб.

Стоит сказать, что вначале был проект среднего ВТС Ил-214, затем на свет появился проект МТА. В 2014 г. ОКБ им. С.В.Ильюшина предложило Минобороны России разработать технические требования к
СВТС по российским стандартам, без учета специфики проекта МТА, который в настоящее время заморожен. В 2016 г. Минобороны и Минпромторговли согласовали проект тактико-технического задания перспективного СВТС.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Работы проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ в рамках контракта с ПАО «Ил».

На данном этапе целью исследований являлось изучение аэродинамических характеристик модели самолета с механизированным крылом в крейсерской и взлетно-посадочной конфигурациях. В испытаниях воспроизводились режимы взлета и посадки как с убранными, так и с выпущенными предкрылками и закрылками. В результате ученые института определили аэродинамические характеристики при отклонении элементов взлетно-посадочной механизации и органов управления.

В этом году запланировано исследование аэродинамических характеристик модели самолета с механизированным крылом в аэродинамической трубе малых скоростей, в том числе вблизи экрана, моделирующего поверхность ВПП.

Ил-276 - проект двухдвигательного среднего военно-транспортного самолета, обеспечивающего транспортировку широкой номенклатуры грузов массой до 20 т на расстояние 2000 км со скоростью 750–800 км/ч. Предусматривается возможность эксплуатации самолета с высокогорных аэродромов и базирование на искусственных и грунтовых ВПП в различных географических и климатических условиях, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех приступил к проработке предложений по созданию взлетно-посадочных устройств для среднего военно-транспортного самолета Ил-276. Все этапы работ по созданию оборудования по предложению участника будут вестись на базе самарского предприятия «Авиаагрегат». В ближайшие полтора года требуется реализовать этапы эскизного и технического проектов.

Предварительное проектирование самолета начнется уже в 2017 году. Работа над конструкторской документацией в рамках ОКР будет вестись от создания эскизного и технического проектов до получения лицензии на передачу изделия в серийное производство.

«На сегодняшний день средний многоцелевой Ил-276 - это один из самых ожидаемых и востребованных военно-транспортных самолетов для российской армии, – рассказал генеральный директор «Технодинамики» Игорь Насенков. – Машина проектируется таким образом, чтобы быть неприхотливой к состоянию взлетно-посадочных полос и легко садиться и взлетать даже с неподготовленных поверхностей».

«Технодинамика» предлагает оснастить взлетно-посадочные устройства для Ил-276 агрегатами на основе прочных титановых сплавов и системой приседания, позволяющей уменьшать расстояние между фюзеляжем и землей при погрузке-разгрузке самолета.

«С 2026 года наше самарское предприятие «Авиаагрегат» рассматривает возможность участия в изготовлении серийных образцов взлетно-посадочных устройств для Ил-276. На данном этапе мы ориентируемся на 12 машин ежегодно», – отметил Игорь Насенков.

Основные характеристики самолета Ил-276 уже определены. Предполагается, что он заменит Ан-12 и Ан-72 – самолеты, традиционно считавшиеся основой российской военно-транспортной авиации.

Сало
нет уже давным давно такого проекта Ио-214

Речь может идти о совсем другом проекте

Вот туда и надо для обсужления

Новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) создается в интересах Минобороны России. К концу года военное ведомство должно утвердить тактико-техническое задание на эту машину. О том, какими характеристиками будет обладать новый самолет, с каких аэродромов он сможет взлетать и будет ли обладать оружием, в интервью ТАСС рассказал руководитель программы в ПАО "Ил" Игорь Бевзюк.

- Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.

Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина - тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.

- Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?

Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

- После 2015 года проект решили вернуть в Россию?

Рабочее название самолета - Ил-276

В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, - Ил-276.

- То есть оно еще не утверждено официально?

Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей

С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры - это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12 . Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

- Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?

Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения - прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации , у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

- Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" - Ил-76?

Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

- Двигатели такие же, как и на Ил-76?

Двигатель первого облика - это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

- В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?

Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76 .

- Какова его дальность, скорость?

Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

- Ил-276 будет в версии топливозапращика?

В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

- Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?

На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

- Где его будут строить?

Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.

- Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А ?

Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина - все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

- Ил-112 не пересекается с этим проектом?

Ил-112 - это перспективный легкий самолет . Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

- Как идет процесс проектирования нового самолета?

Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент - начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

Мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно - исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

- Команда уже сформирована?

Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.

- Сколько понадобится таких машин в войсках?

По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".

Беседовала Анна Юдина

К 2026 году в Вооруженных Силах РФ одной долгожданной новинкой станет больше: , призванный кардинальным образом изменить облик военно-транспортной авиации.Нет ничего вечного Любой, даже самый надежный и неприхотливый в эксплуатации борт рано или поздно нужно менять. Однако в сфере доставки грузов, техники и личного состава даже в самые отдаленные районы не обошлось без рекордсмена. Транспортный самолет Ан-12, спроектированный и производившийся в СССР, по-прежнему в строю: как несколько десятилетий назад, «рабочая лошадка» вооруженных сил наряду с Ил-76 выполняет столь же сложную и тяжелую работу - перевозит грузы и доставляет человека туда, куда не может долететь обычный гражданский борт.Авиационные инженеры, бортмеханики и командиры воздушных судов объясняют, что оставаться в строю Ан-12 помогают сразу несколько реализованных технических решений: силовая установка, удачно спроектированный грузовой отсек, простая и надежная система управления.Принято считать, что самолеты истребительной и бомбардировочной авиации являются основными поставщиками рекордов, однако на долю самолетов ВТА также приходится немало уникальных показателей. К примеру, именно Ан-12 был абсолютным рекордсменом по стоимости перевозок коммерческих грузов: для переброски оборудования или людей на расстояния в несколько тысяч километров советскими специалистами была выведена наименьшая среди самолетов ВТА стоимость - всего десять копеек за километр.

При этом поставленный в десятки зарубежных государств самолет отличался уникальной живучестью: в середине 90-х после плановых процедур по техническому обслуживанию и осмотру в рамках программы продления эксплуатации выяснилось, что ресурс отдельных бортов может составлять не менее 40 тыс. часов - примерно 40 лет службы.Удачная замена Однако, как и большинство самолетов, построенных еще в СССР, Ан-12 неизбежно уйдет на пенсию. И хотя до «дембельского аккорда» легенде ВТА еще далеко, с проектированием замены для уникального самолета решили не тянуть. Сенсации при выборе разработчика произведено не было: разработкой среднего военно-транспортного самолета с дальностью полета в несколько тысяч километров займется ОКБ Ильюшина, однако наследник военно-транспортной империи заслуживает отдельного внимания.Разработку «младшего брата» Ил-76 во многом называют особо важным проектом еще и потому, что наряду с другими новинками, создаваемыми в интересах ВТА, Ил-276 не только кардинальным образом снизит расходы на военную и коммерческую логистику, но и «омолодит» облик военно-транспортной авиации и, как следствие, лишит заказчиков проблем, связанных с надежностью машины.

Несмотря на то что проект еще находится в стадии проектирования, уже известны некоторые технические подробности новой машины: эксперты считают, что многоцелевой транспортный самолет сможет взять на себя до 80% всех перевозок в интересах Минобороны России.
Самолет будет построен по классической для ВТА компоновке: однофюзеляжный высокоплан с Т-образным хвостовым оперением. Также разработчиком приоткрыта завесы тайны, связанной с выбором силовой установки машины: на первых этапах Ил-276 будет оснащаться уже авиационными двигателями ПС-90А-76, первоначально разработанными для модернизированных транспортных самолетов Ил-76.Однако после завершения заводских и летных испытаний, а также поставки первых машин заказчику в целях снижения стоимости и унификации Ил-276 может получить долгожданную новинку - авиационный двигатель ПД-14, разработкой которого изначально занимались в рамках создания перспективного гражданского авиалайнера МС-21.Боевой гонец При этом Ил-276 займет нишу между легкими транспортными самолетами и тяжеловозами ВТА - самолетами Ил-76. «Стоимость эксплуатации таких машин будет заметно меньше. Это очень хорошая новость для военных, поскольку больше не придется гонять для снабжения гарнизонов тяжелые транспортники типа Ил-76», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер Андрей Мирошниченко.

При этом, по словам эксперта, закупки Ил-276 в перспективе позволят отказаться сразу от нескольких типов турбовинтовых транспортных самолетов. При этом новый самолет не отстанет от предшественников по универсальности применения: Ил-276 сможет не только совершать посадку на подготовленных взлетно-посадочных полосах, но и приземляться на необорудованные для приема воздушных судов аэродромы, в том числе грунтовые. Другой особенностью самолета, по словам экспертов, станет возможность доставлять грузы на объекты в так называемой арктической зоне, где посадка на оборудованный аэродром зачастую не предусмотрена.Специалисты отмечают, что разработка Ил-276 - своеобразная «таблетка от головной боли», связанной со старением парка, стоимостью эксплуатации и другими сугубо материальными проблемами не только военных, но и любых коммерческих перевозок. Говоря об этом, эксперты отмечают, что Ил-276 в перспективе заменит не только устаревающие Ан-12, но и другие военно-транспортные самолеты - Ан-26 и Ан-72.Точных данных о грузоподъемности самолета разработчиками не сообщается, однако эксперты считают, что прием на борт 20 т груза позволит Ил-276 без проблем преодолевать две с небольшим тысячи километров на скорости 800 км/ч. Учитывая важность проекта, стоит отметить, что за необходимостью кардинально обновить военно-транспортную авиацию и сократить расходы на регулярные перевозки, без которых функционирование отдельных объектов будет невозможно, кроется нечто большее.Представители компании-разработчика отмечают, что только для замены эксплуатируемых в России самолетов Ан-12 потребуется несколько десятков самолетов Ил-276. Если умножить количество перспективных бортов на количество перспективных заказчиков, то можно легко получить приблизительный результат.

«Если считать и зарубежных заказчиков с их потребностями в замене авиапарка, то есть возможность самолеты этого типа в различных версиях хорошо продавать уже на начальном этапе производства. И я сейчас не беру контракты на обслуживание, запчасти и все то, что потребуется в дальнейшем», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» авиационный инженер Николай Добродеев.Появления перспективной машины ожидают в ближайшее время: первый полет Ил-276 запланирован уже на 2023 год, а начало серийного производства планируется на 2026 год. Эксперты отмечают, что заложенные в новую машину решения и низкая стоимость эксплуатации обеспечивают проекту хорошие шансы на успех не только внутри страны, но и на международных рынках.

— Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о предыстории этого проекта.
— Идея создания СВТС на смену морально устаревающим Ан-12 появилась еще на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века. Уже в тот период в ОКБ Ильюшина был проработан облик такой машины, однако характеристики первой проработки еще не обеспечивали принципиального отрыва от других вариантов. Проект был на время отложен.

Напомню, что в то время КБ Туполева и КБ Антонова активно предлагали свои варианты, после рассмотрения которых за основу был принят Ан-70. История этого самолета оказалась тупиковой, и в начале нулевых вернулись к проекту ОКБ Ильюшина — тем более, что свою заинтересованность в совместной разработке транспортного самолета такого класса высказала Индия.

После довольно продолжительного периода требования к облику российско-индийского самолета МТА (Multipurpose Transport Aircraft) были сформированы. Однако риски, связанные с реализацией части требований, привели к "замораживанию" и этого проекта, хотя юридически индийцы от него до сих пор окончательно не отказались.

Как бы там ни было, необходимость в транспортном рамповом самолете среднего класса никуда не пропала, а даже стала более актуальной по мере приближения к окончанию сроков эксплуатации самолетов Ан-12. И ОКБ Ильюшина совместно с Министерством обороны и Минпромторгом разработало проект тактико-технического задания (ТТЗ) на средний военно-транспортный самолет.

— Индийская сторона как-нибудь объяснила такое решение?
— Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой.

— После 2015 года проект решили вернуть в Россию?
— В 2014 году ОКБ Ильюшина совместно с Минобороны предложило разработать технические требования к СВТС по российским стандартам, без учета индийской специфики. В итоге было принято решение о создании такой машины, начата ее инициативная разработка. Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания (ТТЗ). Рабочее название самолета, которое принято в конструкторском бюро, — Ил-276.

— То есть оно еще не утверждено официально?
— Нет, в настоящее время идет процесс согласования и утверждения ТТЗ на СВТС. Де-юре наименование самолету может быть присвоено позднее, как это было, например, с Т-50. Наш проект пока не получил окончательное собственное имя.

— Какие этапы последуют дальше?
В России подходит к концу срок эксплуатации Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей
— С декабря мы приступаем к эскизному проектированию Ил-276. Завершение конструкторских работ, подготовку производства и первый вылет мы планируем в первом квартале 2023 года, и завершение самой работы с присвоением соответствующей литеры — это 2025 год с началом серийных поставок в войска в 2026 году.

Дело в том, что в России подходит к концу срок эксплуатации самолетов Ан-12. Где-то с 2023 года начнется массированное выбывание этих машин из строевых частей, именно поэтому время на разработку нового самолета, его выход на испытания и в серийное производство остается относительно сжатым.

— Что это будет за самолет? Каковы его характеристики?
— Это будет традиционная компоновка для военно-транспортного самолета: однофюзеляжный высокоплан (схема крепления крыла к фюзеляжу, когда оно проходит через верхнюю половину его сечения — прим. ТАСС) с Т-образным хвостовым оперением, с двумя двигателями, находящимися под крылом. Он сможет взлетать с неподготовленных и грунтовых аэродромов.

Это рамповый самолет с возможностью не только погрузочно-разгрузочных работ на земле, но и возможностью десантирования из него. Помимо основных функций, которые присущи военно-транспортной авиации, у него будут дополнительные функции, связанные с доставкой грузов при спасательных операциях, чрезвычайных ситуациях и т.п.

— Одним словом, он возьмет все лучшее от своего "старшего брата" — Ил-76?
— Безусловно. Если мы говорим о технических решениях, связанных с надежностью самолета, конечно же, лучшие решения будем использовать, адаптировав их к размерности нашей машины.

— Двигатели такие же, как и на Ил-76?
— Двигатель первого облика — это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276.

— В сечении самолет будет такой же, как Ил-76?
— Да. При этом длина грузовой кабины будет несколько короче базовой модификации Ил-76.

— Какова его дальность, скорость?
— Скорость порядка 800 км/ч, что характерно для самолетов с турбореактивными двигателями. Конечно же, она существенно превышает ту скорость, которую мог себе позволить Ан-12. В результате срок доставки того или иного груза существенно сократится. При максимальной загрузке его дальность составит пару тысяч километров, а вот с точки зрения перегоночного варианта, когда требуется обеспечить максимальную дальность, это до семи тысяч км.

— Ил-276 будет в версии топливозапращика?
— В базовой версии мы его рассматриваем как типично транспортный самолет, но эта платформа может быть использована для модернизации в очень широком диапазоне.

— Предусматривается ли у Ил-276 штатное вооружение?
— На любом подобном самолете предусмотрены бортовые комплексы обороны. Средства защиты самолета от внешнего воздействия будут и на Ил-276.

— Где его будут строить?
— Завод "Авиастар" в Ульяновске сегодня определен головным изготовителем.

— Корректно ли все-таки называть его модернизацией Ил-76, если сейчас идет модернизация строевых самолетов Ил-76 до версии МД-М и создаются новые Ил-76МД-90А?
— Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина — все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина.

— Ил-112 не пересекается с этим проектом?
— Ил-112 — это перспективный легкий самолет. Ил-276 находится как раз между легким Ил-112 и тяжелым Ил-76. Для Ил-112 разрабатывается большое количество совершенно нового оборудования, задел по которому обязательно будет использован.

— Как идет процесс проектирования нового самолета?
— Мы стараемся максимально использовать те возможности, которые дает цифровое проектирование. Ключевой момент — начиная с этапа эскизного проекта увязывать все требования, относящиеся не только к конструкторским разработкам, но и к проработке технологичности этой конструкции, подготовке производства, логистическим требованиям, а также требованиям, связанным с обслуживанием и эксплуатацией этого самолета. Это позволяет найти и исправить все недочеты на самых ранних этапах, сократив сроки выхода на серийное производство.

И конечно же, мы уделяем особое внимание к разработке под заданную себестоимость, это относится не только к изделию в целом, но и к каждому техническому решению. Такой подход обеспечивает не только прозрачность ценообразования, но и соблюдения параметра "цена-качество", что особенно важно в текущих экономических условиях. В передовых КБ это уже стало повседневной практикой, позволившей прийти к конкретному числовому параметру, а именно — исправление ошибки, выявленной на этапе проектирования, стоит 1 у.е.; та же ошибка, выявленная при постановке на производство, стоит уже 10 у.е.; на этапе окончательной сборки цена исправления ошибки возрастает до 100 у.е., а на этапе испытаний и эксплуатации это уже 1000 и больше.

— Команда уже сформирована?
— Формирование команды происходит прямо сейчас. Сегодня в ОКБ Ильюшина одновременно ведутся несколько крупных программ, и мы, конечно же, очень заинтересованы в привлечении как опытных, так и начинающих специалистов для создания самолета с характеристиками мирового уровня путем применения передовых практик разработки.

— Сколько понадобится таких машин в войсках?
— По предварительным оценкам, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков Ан-12. В целом же спрос на такие самолеты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдет свое место в небе и станет незаменимым "самолетом-трудягой".

В соответствии с существующими планами, в обозримом будущем в части военно-воздушных сил должны будут поступить военно-транспортные самолеты нового типа, разрабатываемые в рамках проекта СВТС. В свое время процесс создания такой техники изрядно затянулся, но к настоящему времени основные проблемы были решены, и в скором будущем должна появиться необходимая техническая документация. Буквально на днях авиационная промышленность огласила имеющиеся планы в отношении проекта СВТС.

В последний день октября информагентство ТАСС опубликовало объемное интервью с представителем авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Журналист издания побеседовал с Игорем Бевзюком, возглавляющим работы по теме «Средний военно-транспортный самолет», и получил ряд весьма интересных сведений. Как оказалось, к настоящему времени проект успел продвинуться вперед и вскоре работы перейдут в новую стадию, приближающую момент принятия техники в эксплуатацию.


И. Бевзюк напомнил, что идея создания среднего транспортного самолета для ВВС, способного заменить устаревшие Ан-12 и другую подобную технику, появилась еще на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. В тот период фирма «Ильюшин» провела теоретическую проработку перспективного проекта, однако на этом работы остановились. В силу определенных причин тогда не удалось получить принципиальные преимущества перед существующей или альтернативной техникой, из-за чего проект был остановлен.

Предлагаемый облик самолета СВТС / Ил-276

В дальнейшем определенное развитие получили альтернативные проекты среднего транспортника, разработанные другими организациями. Однако в начале прошлого десятилетия российской промышленность вновь пришлось вернуться к самолету марки «Ил». Кроме того, свой интерес к такому проекту проявила индийская сторона. По результатам достаточно длительных совместных работ Россия и Индия сформировали требования к перспективному самолету под названием MTA или МТС (Multipurpose Transport Aircraft – «Многоцелевой транспортный самолет»). В дальнейшем возникли некоторые трудности технического характера, из-за которых работы фактически остановились. Впрочем, как утверждает И. Бевзюк, индийская сторона до сих пор не оформила документально отказ от такого проекта.

Несмотря на эти события, ВВС России продолжали испытывать нужду в средних военно-транспортных самолетах, способных заменить имеющиеся Ан-12 с заканчивающимся ресурсом. В 2014 году авиационный комплекс им. Ильюшина предложил российскому министерству обороны развернуть работы в рамках программы СВТС. При этом в требованиях к технике планировалось учитывать только нужды российского заказчика, исключив какое-либо индийское влияние. Вскоре было принято принципиальное решение о разработке нового проекта.

Как сообщается, предварительные проектные работы по теме СВТС осуществлялись проектантом в инициативном порядке. Кроме того, Минобороны и Минпромторг согласовали проект тактико-технического задания на такой самолет. Тем не менее, процесс согласования и утверждения требований еще не завершен. Завершение этого этапа программы позволит продолжить работы с получением желаемых результатов.

Отмечается, что на данный момент перспективный военно-транспортный самолет не имеет официального обозначения. Проект машины, разрабатываемой в рамках программы СВТС, пока носит рабочее название Ил-276. Позже, в соответствии с решением заказчика, это название может стать официальным либо поменяться. Так или иначе, официальное обозначение будущего самолета пока не определено.

И. Бевзюк описал планы фирмы «Ильюшин» на ближайшее время и отдаленную перспективу. В декабре предполагается приступить к эскизному проектированию нового самолета. На конструкторские работы уйдет несколько следующих лет. Не позднее начала 2023 года будут завершены проектирование, подготовка к производству и строительство первой опытной машины. На первый квартал 2023-го запланирован первый полет опытного образца. Завершить необходимые проверки предполагается в 2025 году, и в 2026-м войска смогут получить первые серийные СВТС.

Для оптимизации основных процессов на этапе опытно-конструкторских работ используются современные методики и средства проектирования. Используются системы автоматизированного проектирования. Кроме того, уже с этапа эскизного проектирования предлагается учитывать технологические аспекты проекта, логистику, особенности эксплуатации и обслуживания и т.д. Также особое внимание уделяется финансовой стороне проекта. Как весь проект в целом, так и отдельные его составляющие должны соответствовать заданной себестоимости. Одним из способов решения таких задач является своевременное исправление выявленных недостатков.

Ранее представители авиационной промышленности описывали возможный облик будущего «Среднего военно-транспортного самолета», благодаря чему уже удалось составить достаточно подробную картину. В последней публикации ТАСС имеющиеся данные уточняются и дополняются некоторыми новыми подробностями. Из этого следует, что основные технические особенности будущего самолета уже определены и вряд ли изменятся в будущем.

По официальным данным, проект СВТС / Ил-276 предусматривает строительство однофюзеляжного высокоплана с Т-образным хвостовым оперением. С точки зрения общей компоновки и аэродинамического облика новый самолет будет напоминать существующие машины своего класса. Под крылом на пилонах будут устанавливаться два турбореактивных двигателя с требуемыми характеристиками.

Как рассказал представитель авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, первый вариант проекта СВТС предусматривает использование существующего двигателя ПС-90А-76, в настоящее время устанавливаемого на модернизированные Ил-76. Этот двигатель имеет необходимые характеристики, а также позволяет сократить риски технического характера. В дальнейшем, однако, планируется замена двигателей ПС-90А-76 более новыми изделиями ПС-14, отличающимися иными параметрами. Как только новые двигатели подтвердят свои характеристики, начнется их установка на серийные самолеты.

Военно-транспортный самолет нового типа должен получить крупную грузопассажирскую кабину. Габариты отсека для полезной нагрузки определялись с учетом требований вооруженных сил и, в целом, соответствуют характеристикам серийных машин Ил-76. Поперечное сечение кабины не изменяется в сравнении с последним, тогда как длина будет немного уменьшена. Согласно ранее опубликованным данным, Ил-276 сможет брать на борт до 20 т полезной нагрузки.

В зависимости от конфигурации грузового отсека и используемого дополнительного оснащения, он должен будет перевозить грузы, технику или людей. Наличие хвостовой рампы обеспечит возможность погрузки и разгрузки на земле, а также парашютного десантирования грузов или людей.

Ранее утверждалось, что за счет меньших размеров и сокращенных в сравнении с Ил-76 характеристик новый СВТС сможет перевозить значительную часть имеющихся грузов вооруженных сил с заметной экономией. Таким образом, он сможет взять на себя все задачи существующих Ан-12, а также частично «подменить» более крупные и тяжелые Ил-76, что в известной мере повысит эффективность работы военно-транспортной авиации воздушно-космических сил.

Программа СВТС предусматривает получение крейсерской скорости полета на уровне 800 км/ч. По скоростным характеристикам новый Ил-276 будет значительно опережать существующие Ан-12, что даст известные преимущества. Практическая дальность с максимальной нагрузкой должна достигать 2000 км; перегоночная – превышать 7 тыс. км.

Конструкция шасси и взлетно-посадочные характеристики определяются в соответствии с требованиями по эксплуатации техники на различных аэродромах. В частности, самолет будет иметь возможность работы на неподготовленных и грунтовых взлетно-посадочных полосах.


Макет самолета MTA / МТС, демонстрировавшийся в прошлом

Согласно уже известным данным и недавнему интервью руководителя проекта, самолет СВТС будет оснащен бортовыми средствами обороны. Как именно предлагается защищать его от возможных угроз – не уточняется. По-видимому, для обороны будут использоваться средства радиоэлектронной борьбы. Также возможно применение традиционной для отечественных транспортников кормовой пушечной установки.

И. Бевзюк в своем недавнем интервью отметил, что самолет СВТС / Ил-276 рассматривается, в первую очередь, в качестве транспортной машины. При этом он фактически станет платформой, которую можно будет использовать в различных целях. Вероятно, в будущем может появиться проект самолета-заправщика на базе исходной военно-транспортной машины.

К настоящему времени разработчики выбрали будущего строителя новой техники. Опытный и серийные «Средние военно-транспортные самолеты» будут строиться в цехах ульяновского предприятия «Авиастар-СП». Этот завод уже освоил выпуск серийных тяжелых машин Ил-76МД-90А, а в обозримом будущем номенклатура его продукции пополнится перспективным средним Ил-276.

Уже имеются определенные планы в части объемов серийного строительства. Как утверждалось и раньше, в течение первых лет выпуска промышленность должна будет передать заказчику несколько десятков серийных самолетов СВТС. На первых порах основной задачей серийного производства будет замена устаревших машин Ан-12, эксплуатация которых завершается в связи с выработкой ресурса. По известным данным, сейчас в России эксплуатируется чуть более сотни подобных самолетов, и все они в средней перспективе будут нуждаться в замене. Количество имеющихся Ан-12 позволяет представить примерные объемы заказа на СВТС / Ил-276, предназначенного для их замены.

После полной замены устаревших самолетов серийное производство перспективной техники может продолжиться. По оценкам специалистов, средние военно-транспортные самолеты по типу разрабатываемого фирмой «Ильюшин» могут представлять интерес для коммерческих заказчиков из нашей страны и зарубежных государств. Спрос на такую технику велик, и отечественная промышленность может рассчитывать на получение новых контрактов.

Сообщения последних лет о проекте «Среднего военно-транспортного самолета» являются поводом для оптимизма. Разработка проекта, корни которого уходят в конец восьмидесятых годов, самым серьезным образом затягивалась, и он пока не смог дать желаемые результаты. Тем не менее, необходимость в транспортнике среднего класса сохранилась, что привело к очередной попытке создания такой машины. По последним данным, к настоящему времени этот проект приблизился к старту эскизного проектирования.

Опытно-конструкторские работы по теме СВТС будут завершены в первой половине двадцатых годов, и уже в середине десятилетия компания-разработчик планирует передать заказчику в лице министерства обороны первые серийные самолеты. Таким образом – пусть даже и через несколько десятилетий после старта работ – вооруженные силы все же смогут получить требуемую технику и с ее помощью заменить устаревшие машины с выработанным ресурсом.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
https://aviaport.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Статьи по теме