Функции и методы управления фирмой. Методы и функции управления в менеджменте Изучение и оценка функций и методов управления

Управление - это особая функция, возникающая из самой природы обще­ственного разделения труда.

Любая деятельность людей невозможна без их организации. Орга­низованность позволяет решать задачи, которые вообще нельзя выполнить раз­розненными силами людей. Путем разделения труда и согласования совмест­ных действий организация обеспечивает экономию сил, средств и времени.

Управление, будучи особой функцией общества, само состоит из ряда функций. Под функциями управления производством следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воз­действия на управляемые объекты .

Сбор, обработка, анализ и хранение информации - первая функция управ­ления. Всякое управление вытекает из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия состоят из информации, со­держащейся в командах управления. Источником любой информации служат явление или эксперимент. Поэтому управление всегда связано с использовани­ем наблюдений, информации об управляемой системе, о внешней среде, с ко­торой она взаимодействует, а затем - с данными о результатах реализации управляющих воздействий. В этом отношении управление есть воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основании имею­щейся для этого информации, имеющее целью стабилизировать состояние объ­екта или улучшить его функционирование. Поэтому организация информаци­онной службы и разработка методов ее работы - одна из ключевых задач управления.

Прогнозирование - предвидение качественных и объективных изменений каких-либо процессов или явлений на основе изучения тенденции их развития. В эпоху научно-технической революции прогнозирование приобретает все бо­лее важное значение и должно служить основой для выполнения другой функ­ции управления - планирования.

Планирование - это определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов; составление плана действия на определенный ограниченный отрезок времени.

Организация, рассматриваемая как функция управления, имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать - это значит определить общие структуры и их взаимосвязь. С позиции данной темы орга­низация означает создание или реорганизацию того или иного предприятия (учреждения, органа, фирмы), установление их функций, внутренней структу­ры, штатов, порядка работы , определение прав и обязанностей должностных лиц и т. д.

Регулирование направлено на сохранение и поддержание состояния упоря­доченности какого-либо процесса или системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в процессе функционирования управляемого объекта.

Руководство является функцией направления деятельности управляемого объекта. Цель руководителя - добиться, чтобы подчиненные сделали то, что он считает необходимым.

Координация - функция согласования действий различных внешних сис­тем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей, например, увязка действия данного предприятия с поставщиками, суб­подрядчиками и другими органами, от которых зависит его деятельность.

Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия состояния процесса принятому плану.

Учет - получение и фиксирование информации в количественной форме о результатах выполнения плана.

Перечисленные функции управления присущи и применимы к любому объекту управления. Однако, конкретное их содержан11е в различных управ­ляющих системах зависит от содержания объекта управления. Функции управ­ления неправильно отождествлять с его видами (например, с управлением ма­териально-техническим снабжением, технической подготовкой производства и т.д.). В функциях управления раскрывается содержание управленческого труда, а не различные области его применения.

Необходимо отметить, что объектом управления является и сама управ­ленческая деятельность. Одна из функций управления может иметь объектом своей деятельности другую функцию: планируется деятельность контроля (контрольная функция) и контролируется плановая работа (функция планиро­вания); организуется планирование и прогнозирование и планируется измене­ние организационных форм и т.д.

Принципы управления производством претворяются в жизнь с помощью системы определенных методов и организационных средств.

Под методами управления производством понимают способы воздействия на отдельных работников и производственные коллективы в целом, обеспечи­вающие координацию их деятельности в процессе достижения поставленных целей. Эффективность тех или иных методов зависит от их соответствия уров­ню развития производительных сил общества. Методы управления классифи­цируются по различным признакам. Рассмотрение методов управления хозяй­ственной деятельностью обычно проводится с позиции их содержания. В этом аспекте принято различать методы административные, экономические и соци­ально-психологические.

Административные методы выражаются в прямом воздействии на объект управления в целях побуждения его к принятию определенного решения. Ад­министрирование означает, что любое предписание объекту управления яв­ляется директивой, приказом, а не рекомендацией, т.е. имеет принудительный характер.

Административные методы осуществляются двумя видами актов: норма­тивными и индивидуальными. Нормативные акты управления содержат пра­вила, относящиеся к определенному кругу вопросов и рассчитанные на приме­нение в течение более или менее продолжительного времени (законы, нормы, стандарты и т.д.). Индивидуальные акты адресованы определенным субъектам (лицам или организациям) и обычно содержат предписание на ограниченный отрезок времени (приказ, распоряжение).

Административные методы бывают организационные и распорядительные (отсюда синоним административных методов - организационно-распоря­дительные).

Организационные воздействия объединяют различные меры орга­низационного порядка, например, определение структуры компании, уста­новление порядка прохождения заявок на материалы.

Распорядительные воздействия представляют собой приказы, распоряжения и указания, касающиеся повседневной оперативной работы по обеспечению нор­мального функционирования предприятия. Они могут быть как в письменной, так и в устной форме. Отношения между органами управления могут быть распоряди­тельными, когда исходят от вышестоящего органа нижестоящему (по вертикали), или в виде согласования, характерного для отношений различных органов управ­ления, не подчиненных друг другу, т.е. по горизонтали.

Экопол1ические.методы управления становятся преобладающими на со­временном этапе развития страны; они имеют такое решающее преимущество перед административными как более высокий уровень саморегулирования хо­зяйственной деятельности.

Развитие экономических методов не означает отрицания админи­стративных, - сокращается лишь область их применения. Используемые эко­номические стимулы по своему характеру могут быть положительными - вы­звать материальную заинтересованность (зарплата, премии) и отрицательными - устанавливать материальную ответственность (снижение премии, штрафы и др.). Результативность применения тех и других экономических стимулов зави­сит от правильного их сочетания при безусловном преобладании первых.

Социально-психологические методы управления базируются на законах со­циальной психологии - науки, изучающей влияние, оказываемое взаимодейст­вием людей в процессе деятельности, на психологию участников производства. Многообразные социально-психологические методы можно разделить на два основных вида: воздействие на работника через коллектив и индивидуальную работу с подчиненными. Знание социально-психологических методов помогает в формировании крепких коллективов и поддержании в них здорового психо­логического климата. На основе психологических методов определяют опти­мальные количественные составы первичных коллективов, обосновываются предельные размеры подразделений.

Хорошие личные отношения реализуются не автоматически, а через инди­видуальные качества людей, и зависят они от множества привходящих факторов: симпатии и антипатии, уважения или неприязни, доброты или доброжела­тельности. Между начальником и подчиненными либо между двумя руководи­телями могут сложиться хорошие отношения, тогда это положительно отразит­ся на производственной деятельности. Но может быть и наоборот, и тогда соз­дается обстановка конфликта, неблагоприятная для этих людей, для коллекти­ва, страдают интересы дела. Все эти вопросы исследует раздел социальной психологии, посвященный проблеме межличностных отношений.

Психологическая несовместимость работников не имеет точных количест­венных оценок , но знание общих рекомендаций помогает повысить работоспо­собность коллективов. Так, рекомендуется, чтобы подчиненных подбирал не­посредственно руководитель, в ряде случаев допустим и желателен переход группы сотрудников - команды, спаянной совместной работой, - вместе со своим руководителем на другую работу.

К социально-психологическим методам, используемым в управлении, от­носятся вопросы формального и неформального лидерства, анализа и исполь­зования неформальных отношений, проблемы стиля руководства, адаптации в коллективе и др.

Система упр-ия – сов-ть принципов, методов, функций и структуру упр-ия орг-ей, обеспечивающее ее эффективное управление и функционирование.

Стр-ра упр – сов-ть звеньев упр, наход во взаимосвязи и соподчиненности и обеспеч-х функцио-ие и развитие орг-ии единого целого. Стр-ра упр орг-ей – сов-ть спец-х функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Стр-ра упр-ия различается от вида объекта упр-ия, целей, размеров и его внешней среды.

Осн элементы : -уровни упр-ия; -подразделения и звенья упр-ия; -управленческие связи.

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления .

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда:

- Экономические : -Система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощьью конкретного соизмерения затрат и рез-в (мат стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, з/п, себестоимость, прибыль и цена). Кроме личных целей участник процесса преследует и общ-ые и групповые цели. -Сов-ть способ воздействия путем создания экономических условий, побуждающих раб-в предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Выделяют- планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хоз расчет.



- Организационные (Административно-правовые): система воздейтвия на орг-ые отн-ия для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных орг-ых условия, при различных типах ее орг-ии: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления границ деят-ти и др. Три группы методов: орг-но-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

- Социально-психологические: способы воздействияна объект упр-ия, основанные на использовании соц-но-псих-их факторов и направлденные на упр-ие соц-псих отн-ми, склад-ми в коллективе. Способы: -формирвоание трудовых коллективов с учетом соц-псих-х хар-к людей, способностей, темперамента, черт хар-ра, что создает благоприятные условия для их совместной дея-ти: введение системы соц-го регулирования (вкл использование договоров обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; соц-ое стимулирование – создание обстановки соц-но-псих-ой заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, развития).

Функции управления - виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект: 1) прогнозирование- 2)планирование3) организация труда 4) регулирование5) мотивация6) координация7) контроль (проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям) 8) учет (накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении).

25. Система управления адаптацией персонала .

Адаптация – это приспосабливаемость работника к организации и организации к работе.

Виды адаптации:

1. По наличию опыта трудоустройства: первичная (ни какого профессионального опыта не имели; 6 месяцев); вторичная (переход в другую организацию или переход на другую должность; быстро происходит).

3. По характеру: активная (если интересует - уточнить); пассивная (безучастие).

4. По результатам адаптации: прогрессивный результат; регрессивный результат.

Управление трудовой адаптацией предполагает формирование трех элементов:

1. Определение структурного закрепления функции управления адаптации

2. Разработка технологии закрепления процесса управления адаптации

3. Информационное закрепление данного процесса.

Этапы процесса адаптации персонала:

1. Подготовительный. Разработка документов обеспечивающих процесс адаптации (менеджер по персоналу), они подписываются директором по персоналу и директором организации. Документы: информационная брошюра, проекты общей и специализированной программы адаптации сотрудников, тест для наставника, адаптационный лист, методические рекомендации по оценке управления адаптацией сотрудников, бланк оценки адаптации, анкета сотрудника, требования к заключению об итогах адаптации.

2. Информационный. Начинается в день подписания трудового договора; проводится мероприятия способствующие ускорению овладения информацией о предприятии в целом; менеджер знакомит нового сотрудника с его общей и специализированной программой адаптации; на основе программы адаптации менеджер разрабатывает проект специализированной программы адаптации; на данном этапе для ускорение адаптации может искать механизм наставничества.

3. Ознакомительный. Нового работника представляют непосредственному руководителю и рабочему коллективу, руководитель структурного подразделения дает информацию о функциях, структуре взаимоотношений в организации; знакомит с правилами и требованиями (характеристиками отношения к работником. Особенности психологического климата, нормы поведения, методы контроля и оценки работы, правила исполнения обязанностей, правила техники безопасности, обязанности работников по отношению к работе, особенности коммуникаций предприятия). Руководитель информирует нового работника о его функциях, уточняется обязанности и ответственность:

· детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

· сведения о том, как его обязанности соотносятся с другими в подразделении и в организации в целом;

· нормативы качества выполнения работы и основные оценки исполнения;

· длительность рабочего дня и распорядок;

· порядок выполнения обязанностей на основании ознакомления с «правилами внутреннего трудового распорядка» деятельность на предприятии.

4. Адаптационный. На данном этапе наставник наблюдает за ходом работы новичка; помогает ему решать текущие проблемы; в случаи необходимости доведения информации руководителю подразделения либо, наоборот; через неделю работы наставник или руководитель заполняет адаптационный лист. В течении первого месяца работы до первой оценки можно обсуждать все возникающие в процесс начального периода проблемы. Осуществляется оценка текущих результатов адаптации, её проводит менеджер по персоналу.

Критерии оценки управления адаптации:

1. Объективные: продуктивность деятельности, поведение в коллективе.

2. Субъективные: удовлетворенность труда и условий труда, удовлетворенность коллективом, оценка взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения с руководителем, определение своего места в коллективе, психофизиологическое состояние (утомленность, раздражительность и т.д.), ожидание работника (профессиональный рост, увольнение), мнение калек, наставников, руководителя о профессиональных качествах новичка, его трудовой и социальной активности, и положение его в коллективе.

Заключение об итогах адаптации подготавливается по завершению мероприятий (предоставляется в службе управления персонала). В заключении указывается выявленным уровнем адаптивности зафиксированном в плане оценки адаптации. Даются рекомендации о продолжении, прекращении работы по адаптации. На основании рекомендуется руководителем принять решения и довести его до сведения работника. В течение 1,5-2 лет зависит от результата оценки уровня адаптации, ведется контроль за процессом адаптации (менеджер по персоналу, не реже одного раза в квартал должен встречаться с новичком и их руководителя для выявления неблагоприятных факторов).

В процессе управленческой деятельности реализуются следующие функции:

Определения цели (формулирование идеального представления о конечном результате деятельности всей системы, в том числе на отдельных ее этапах);

Планирования (разработка перспективного плана и плана работы на учебный год по различным направлениям деятельности школы);

Организации (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения и ответственности);

Регулирования (согласование деятельности различных служб по разным направлениям для реализации принятых программ);

Мотивации (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа единой команды, стимулирование социальной активности учителей; оценивание и поощрение за достигнутые результаты);

Контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач);

Педагогического анализа (изучение, анализ и формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров, состава воспитанников).

Анализ содержания вышеназванных функций позволяет разделить содержание управления на организационно-контрольную деятельность (руководство деятельностью управляемых: предъявление им заданий, требований, согласование их усилий, контроль за ходом работы, поощрение, наказание и др.) и деятельность управляющих (определение цели, мотивации, поиск финансовых средств, разработка структуры организации, создание технологической базы для деятельности).

Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Основные группы методов управления составляют методы:

Экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.);

Организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.);

Психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения);

Общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);

Общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).

В последние годы за счет появления в школах психологической службы привычные методы управления обогатились новыми. Сотруднику школы, имеющему дело со школьной информацией, важно знать способы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами и т.п. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, пользоваться которой могли бы как руководители школы, так и учителя.

Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. Формы реализации социально-психологических методов бывают представлены либо правилами внутреннего распорядка, либо входят в устав школы. Таким образом, в организации управления школой важно, чтобы существовала система управленческой деятельности и управленцы знали способы ее реализации.

В теории управления выделяются следующие основные функции управления: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Анализ информации. Эффективное управление школой начинается с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Она базируется на педагогическом анализе - изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов, на основе которых вырабатываются управленческие решения. Анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния школы и окружающей ее среды, оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов дальнейшей деятельности школы.

Руководители школы должны иметь информацию о состоянии и развитии процессов в тех подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. На первом этапе создания системы информационного обеспечения основной целью является моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Вторым этапом будет создание банка данных по нескольким тематическим блокам: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.

Необходимым условием проведения анализа деятельности школы и условий, сложившихся в микрорайоне, является наличие полной и достоверной информации. Важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

В целостных системах информационно-аналитической деятельности определено содержание, объем и источники информации (кто сообщает), сформированы потоки информации, поступающие на различные уровни управления. Для каждой подсистемы - управляющей и управляемой ­выделяют три уровня информации. Так, для школы существуют: административно-управленческий уровень (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.); уровень коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет - высший орган самоуправления педагогическим коллективом школы, методический совет и методические объединения по учебным предметам, научные кафедры, общественные организации); уровень ученического самоуправления.

Своевременная, достоверная и полная по объему информация для руководителей школы и учителей стимулирует появление мотивов, побуждающих к деятельности. Собранная из различных источников информация далее проходит этап педагогического анализа. Анализ не только дает знания о происходящих процессах и явлениях, но и позволяет оценить их глубину и значение для действующей школы.

Для школы большое значение имеет анализ ее результатов. В на­стоящий момент акцент с анализа промежуточных результатов переносится на анализ конечных результатов. В проведении педа­гогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяются четыре основных этапа.

Первый этап - определение предмета, состава и содержания анализа. Осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа.

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей для того, чтобы выяснить причину того или иного явления.

Заключительный этап - четвертый - установление фактов дос­тижения целей. Формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными, цели и основные задачи на новый период; полученные материалы выносятся обычно на педсовет по итогам учебного года.

Таковы составляющие одной из важнейших функций управления - аналитической. Главным условием ее осуществления является систематическая работа с управленческими и педагогическими кадрами.

Планирование - основа управления и важнейшая стадия управ­ленческого цикла. Планирование можно определить как конкретное отображение предстоящего хода работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Намечаемые планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Для эффективного планирования необходимо сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность планов на всех уровнях управления. При определении целей и задач в общеобразовательной школе целесообразным является комплексное обоснование путей их достижения, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических.

Ключевым элементом планирования является постановка цели деятельности школы. Цель - это осознанный желаемый результат. Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, такой как школа, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или соци­альной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом.

При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «задача», «цель», «идеал». Задача - это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени, т.е. цель конкретизируется в задачах, а совокупность решения этих задач приводит к достижению цели. Идеал или сверхзадача - это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.

Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей и задач (по их значимости и времени достижения) на стратегические, тактические и оперативные. Под стратегическими целями понимают долгосрочный ожидаемый результат. Задачи тактические есть промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а задачи оперативные - желаемый результат на текущий момент.

Как один из основных элементов в управлении планирование должно отвечать ряду принципиальных требований, которые заклю­чаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Анализ существующей практики планирования работы школ позволил выявить определенные недостатки этого вида управленческой деятельности. К ним относятся: высокая плотность планов, неравномерное распределение плановых дел между исполнителями, неравномерность распределения основных мероприятий по месяцам, планирование нереальных дел, неэффективная организация работы при выполнении плана, внеплановые дела, отсутствие контроля и самоконтроля, несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющих подсистемах и др.

Практика подтверждает, что объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако научно организованная система формирования планов и программ сводит до минимума число таких поправок на всех уровнях управления. С целью упорядочения планирования целесообразно использовать следующую систему планов: перспективные планы и комплексно­-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные планы на месяц; индивидуальные планы работы педагогов на месяц. При разработке плана важно определить показатели конкретных конечных результатов на истекший учебных год и на их основе строить возможные прогнозы развития школы на новый период.

Одним из действенных путей совершенствования планирования является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В структуру комплексной целевой программы должно входить: краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешкольном плане; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль над ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование. Комплексные целевые программы часто оформляются в виде таблицы или в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

Организация деятельности. В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы, - организационная стадия, характеризуемая как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочии и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда. Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствие возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения и воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Методы, т.е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности, учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-­исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.

В настоящее время существует несколько основных путей повышения эффективности организационной деятельности.

1. Реализация личностно-ориентированного подхода. Личностно­ориентированный подход - это своеобразное положение, позиция человека в системе социально-педагогических и прочих отношений. В деятельности учителя сказываются восприятие им своего функционального и гражданского долга, мера убежденности в целесообразности того, что он делает. Поэтому столь большое значение имеет осознание учителем важности своей профессии и деятельности, активизации собственной педагогической деятельности, усиления ответственности за порученное дело, за конечные результаты.

2. Научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей между органом управления, руководителем школы и членами педагогического коллектива. Основной тенденцией изменения распределения обязанностей сегодня являются демократизация и усиление роли органов самоуправления в школе.

Превратить школу в самоуправляющуюся систему позволяет делегирование ряда прав и полномочий верхними эшелонами управления нижним. Происходит развитие демократических органов, включающих педагогов, учащихся, родителей, и демократизация учебно­-воспитательного процесса, т.е. демократизация отношений и общения, рост экономической и финансовой самостоятельности с элементами хозрасчета и самофинансирования. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в каждом звене управления позволяет рационально использовать силы и время руководителя.

3. Формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Переход к управлению через построение автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях - один из возможных путей оптимизации управления.

Контроль деятельности и результатов. Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами на любом уровне. Именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает обратную связь. Он является одним из важнейших источников информации, необходимой для оценки функционирования системы управления.

В условиях повышения самостоятельности, делегирования многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее от­ветственности контрольная функция внутришкольного управления занимает особое место. Наиболее эффективной она становится при сочетании административного и общественного контроля внутри школы с анализом, контролем и оценкой своей деятельности каждым участником педагогического процесса. При переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы является предметом ежедневной заботы самой школы, частью ее профессиональной деятельности. Внутри школьный контроль представляет вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественныx организаций по установлению соответствия системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и школьным планам развития. Для оценки продвижения школы в своем развитии обычно определяют следующие показатели: инновационную деятельность, способ организации и эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационная деятельность школы: обновление содержания образования (знание обновленного базисного и дополнительного компонентов, программы обучения и воспитания); обновление методов и форм работы (новые методики освоения программ, систем организации учебно-воспитательного процесса; преобладание индивидуальных и групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными); сочетание анализа, контроля собственной деятельности с ее оценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности.

2. Способ организации учебно-воспитательного процесса (УВП): самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.

З. Эффективность УВП, соответствие конечных результатов запланированным: высокий положительный уровень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность, знание какой-либо области науки, положительное отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, осознанное отношение к прекрасному, реалистическое отношение к себе.

Наряду с постоянным внутри школьным контролем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников проводится и государственный контроль деятельности школы. Этот контроль осуществляется органами управления образованием - департаментами, научно-методическими центрами. Объектом их инспектирования (экспертизы) является управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Контроль над качеством работы учителя, качеством знаний учащихся, их воспитанностью проводится и оценивается органами внутришкольного управления педагогическим процессом.

Эффективность организационного регулирования измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

На практике мы видим, что одни школы, поставив перед собой цель, просто научить учащихся, функционируют без изменений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются. Чем функционирующая школа отличается от развивающейся? И вообще, какую школу можно отнести к развивающейся?

Существует ряд основополагающих требований к развивающейся школе. Это школа, в которой:

Ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

Учитель развивает свои профессиональныe и личные качества:

Руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;

Коллектив работает в творческом поисковом режиме;

Сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосфера успеха.

Такие условия становятся движущей силой, позволяющей пре­образовать деятельность школы из функционирующей в развивающуюся. Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются:

Наличие концепции и программы развития школы;

Проведение. В школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

Сплоченный коллектив учителей, объединенный общностью цели;

Организация системы самоуправления;

Наличие системы эффективной научно-методической деятельности;

Достаточная учебно-материальная база для формирования оптимальной образовательной среды;

Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Помимо этих общих условий необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей детей и родителей, изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы школы; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Оптимизационный подход в работе с кадрами предполагает также учет особенностей типов людей. Рассмотрим особенности некоторых групп.

Учительская молодежь. Ее в школах сейчас немало. Особо следует подчеркнуть необходимость терпимого и терпеливого отношения современного демократического руководителя к ней. Действительно, молодые специалисты еще многого не умеют, но значительная часть их при всех объективных и субъективных неумениях, при наличии ошибок на первых порах все-таки является инициативной, творческой. Важно бережно, осторожно работать с ними, не загасить стремление к творчеству, к новому. Ведь очевиден тот факт, что, придя в школу из вуза, многие инициативные, потенциально способные к творчеству молодые учителя через пять-семь лет работы от невнимания к себе, от борьбы с ретивыми руководителями, под бременем трудностей становления, совершенных ошибок, неудач, семейных, материальных, жилищно­-бытовых затруднений (ведь именно в этот период возникает много жизненных проблем) утрачивают способность к творчеству, превращаются в заурядных, тусклых, неинтересных учителей. Требует гибкого, терпеливого отношения к себе консервативно настроенная часть педколлектива. Быстро перестроиться, отказаться от годами сложившихся стереотипов, укоренившихся привычек, сломать себя удается не каждому пожилому педагогу. Проявляя настойчивость в своих справедливых требованиях работать по-новому, руководитель должен следить за тем, чтобы не допускать ударов по самолюбию, не забывать обо всем полезном, созданном зрелым учителем, помнить, что именно эти учителя являются хранителями лучших школьных традиций, без которых немыслим коллектив школы. Предъявляя новые требования, не следует забывать о вчерашних достижениях этих учителей, а наоборот - стараться всегда помнить о них, создавая тем самым благоприятные психологические условия для восприятия нового и возможной перестройки. Следует обеспечивать и специальную помощь каждому педагогу в целях его развития, расцвета его личности в коллективе своих коллег-единомышленников. Среди морально-психологических условий, определяющих скорейшее становление коллектива школы, решающим остается личный пример руководителя школы как педагога-коллективиста. Создание коллектива единомышленников - результат оптимального управления и одновременно - залог оптимально организованного педагогического процесса. Педагогический коллектив, представляющий собой гармоничный ансамбль, где все являются друзьями, объединенными общей идеей, людьми, понимающими друг друга и детей, - идеал. В реальной жизни можно говорить лишь о большей или меньшей степени приближения к этому уровню, к которому, конечно, нужно стремиться руководителям школы.

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления.

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей в случае принятия на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

В общем виде структуру и процессы управления можно представить в так как на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Укрупненная структура системы управления

8.1. Функции и методы управления

Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.
1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя решение проблем самоорганизации системы управления. Это задачи политики целеполагания, стратегии развития системы управления в целом, ее структуры и функций подсистем.
2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.
3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Отсюда вытекают и основные функции систем управления:
1) макрофункции – разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Так как теория управления предполагает необходимость системного подхода к решению управленческих задач, то применительно к предприятию (фирме) можно выделить поле и пространство выполнения функций управления. Пример поля выполнения функций управления показан на рис. 8.2.

Частные функции управления

Общие функции управления

Прогнозирование и планирование

Организация

Мотивация

Координация и регулирование

Контроль, учет, анализ

Рис. 8.2. Поле управления

Пространство управления можно получить, если к плоскости поля управления добавить ось координат макрофункций управления.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
- выбор целевых рынков и их сегментирование;
- применение маркетинговых решений по продукту;
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
- продвижение товара;
- выбор и реализация ценовой политики;
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
- организация инновационного процесса;
- выбор и реализация стратегии НИОКР;
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
- внедрение результатов НИОКР;
- защита результатов НИОКР.

К задачам планирования производства относят:
- выбор технологического процесса;
- планирование программы производства;
- планирование последовательности производства (оперативное планирование);
- формирование производственных систем;
- содержание и эксплуатацию оборудования;
- организацию материально-технического снабжения.

Финансовое управление предприятием включает:
- приобретение финансовых средств;
- использование финансовых средств;
- управление ликвидностью;
- структурирование капитала и имущества;
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

Методы управления . В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:
- административно-правовые (организационно-распорядительные);
- экономические;
- социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления. Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п.

Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).

Иерархия управления

В системах управления существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота управленческих решений, доля оперативных видов деятельности (рис.8.3).

Рис. 8.3. Иерархия менеджмента

Предыдущая

Функции менеджмента были сформулированы в начале XX в. А. Файолем, их пять: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Главной функцией менеджмента считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и, наконец, составляет необходимые планы и программы для их реализации.

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией.

Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.

Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники - руководители и исполнители - не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента - мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы. Безусловно, по его результатам могут делаться и организационные выводы, связанные с поощрением или наказанием исполнителей.

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления –это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Организационно-распорядительные (административные) - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

В данном случае задача менеджера состоит в координации действий подчиненных. Эти методы обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия. Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину.

Условиями правильного и успешного применения этих методов служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействиепредставляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления

Экономические методы управления . Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются, в первую очередь, экономическими отношениями, и, лежащими в их основе, объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект играют основополагающую роль. В управленческой среде бытует мнение, что непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы – экономического. Не умаляя значимость психологических методов управления, следует сказать, что в настоящее время все более актуальной становится проблема экономической психологии – специального направления в психологической науке, изучающего экономическое поведение человека в организации, а также факторов, определяющих такое поведение.

Экономические методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект.Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, также, как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах:

Планирование

Хозрасчет

Ценообразование

Финансирование

Планирование - это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя:

Фиксацию текущего состояния данного объекта планирования;

Фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера;

Перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.Главное в планировании как в экономическом методе руководства – выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ .Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а именно - объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; текущие потребности организации, на основе этого анализа менеджер должен найтиконкретного способ использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного удовлетворения текущей потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Хозрасчет .Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:

Увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

Совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – нормативной прибыли;

Одновременное использование этих двух методов путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Социально-психологические методы управления . Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% – от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов – соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться или уменьшится в несколько раз. Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые морально стимулируют к труду, превращают административные задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет).

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение.Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые и формируют здоровые межличностные отношения, это - планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.


Похожая информация.


Статьи по теме