Государственное регулирование мсп. Совершенствование государственного регулирования малого и среднего бизнеса

А. В. НУРМУХАМЕТОВ, аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цель: проанализировать используемые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в странах с развитой экономикой для возможности применения в России.

Методы: статистический, абстрактно-логический, наблюдения.

Результаты: Выявлены действенные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых: развитие инфраструктурных услуг, создание благоприятных условий функционирования для бизнеса, система государственных гарантий по кредитам, кооперирование между крупным и малым бизнесом и другие меры, на основе изученного опыта предложены методы, которые могут быть использованы в России.

Научная новизна: На основе анализа зарубежной практики государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса автор рассматривает опыт развитых стран и выделяет для России наиболее действенные меры в решении вопросов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрена модель синергии, эффект которой может быть достигнут с использованием системы аутсорсинга.

Практическая значимость: Предложены меры, на которые стоит обратить внимание при решении вопроса государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в развитых странах; международная практика стимулирования роста субъектов малого и среднего предпринимательства.

Введение

В статье рассматривается состояние малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в странах с развитой экономикой. Не секрет, что состояние малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. В связи с этим, на фоне проблем развития МСП в России, особое внимание уделено формам и методам государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, которые применяют многие страны.

Во многих странах государство играет важную роль в создании условий функционирования для предпринимателей и поддержании динамичного их развития. Субъекты МСП создают новые рабочие места, разрабатывают инновационные продукты, пополняют бюджет, способствуют развитию более преуспевающего общества. При этом государственное регулирование и под-

держка малого и среднего предпринимательства осуществляется различными методами, среди которых можно выделить: оказание прямой финансовой поддержки (субсидии, налоговые льготы, гранты и др.), а также программно-целевыми, в которых государство представлено в качестве заказчика на услуги/продукцию МСП.

В исследовании использованы статистические данные аналитического центра Открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - ОАО «МСП Банк») и сделана попытка обобщения опыта развитых стран в исследуемом вопросе.

Результаты исследования

В развитых странах Европы, Азии, Америки удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП составляет от 43 до 57 %. Так, в США значение

1 Аутсорсинг - это стратегия (система) управления, при которой происходит передача непрофильных бизнес-

процессов на договорной основе другим организациям, которые специализируются в конкретной области.

показателя ВВП достигает 52 %, в то время как в России данный показатель не превышает и 20 %. Один только макроэкономический по-казательВВП свидетельствует о результатах экономической деятельности государства развитых стран, в котором львиную долю занимает сегмент МСП (рис. 1).

■ Доля МСП в ВВП страны, %

Рис. 1. Вклад МСП в ВВП страны*

(Fig. 1. Contribution of small and middle entrepreneurship subject sin to the GDP of the country)

Как видно из рис. 2, доля малого и среднего предпринимательства в общей занятости демонстрирует хорошие показатели. По мнению экспертов, вовлеченность населения развитых стран в МСП помогает формировать достаточно устойчивый средний класс населения, в результате чегодостигается социальная стабильность в обществе.Например, в США доля МСП в общем количестве предприятий составляет 97,6 %, в то время как в общей структуре численности МСП составляет лишь 54 %. Это свидетельствует, что производительность в сегменте МСП значительно ниже, чем в крупных предприятиях. Анализ приведенных данных показывает, что существует достаточно высокий уровень концентрации на рынке США, где на 2,4 % крупных предприятий приходится 48 % объема ВВП.

2 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

■ Доля МСП о общей занятости, % ^__я Доля МСП о количестве предприятии, %___j

Рис. 2. Доля МСП, в %

(Fig. 2. Share of small and middle entrepreneurship subjects, %)

Инфраструктура сферы услуг для МСП в развитых странах характеризуется разнообразными кредитно-финансовыми операциями, предоставляемыми субъектам МСП: при поддержке правительств развитых стран для ускорения развития МСП создаются центры развития, бизнес-инкубаторы и технопарки, центры продвижения экспорта. Значительный вклад в развитие МСП в исследуемых странах внесло развитие кредитно-финансовых услуг. Например, в Италии количество центров развития МСП достигает 1200 (табл. 1).

Таблица 1

Инфраструктурные услуги для субъектов МСП (количество)*

(Infrastructure services for small and middle entrepreneurship subjects (quantity))

Инфраструктурные группы США Канада Япония Германия Франция Италия Великобритания

Центры развития МСП 1100 521 313 374 600 1200 450

Бизнес-инкубаторы и технопарки 330 186 11 182 216 26 471

Центры продвижения экспорта 20 15 сеть сеть 26 123 60

3 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

4 Малый и средний бизнес в 2012 г.: международный

опыт регулирования и финансирования // Аналитический центр ОАО «МСП Банк» (апрель 2013 г.).

Одним из самых распространенных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах, занимающий самую большую долю в структуре бюджета, является финансовая поддержка МСП. Наиболее распространенные меры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства государством приведены в табл. 2.

Таблица 2*

*Источник: по данным ОАО «МСП Банк».

Как видно из табл. 2, предоставление государственных гарантий по кредитам субъектам МСП является одной из наиболее популярных мер государственной поддержки субъектов МСП практически во всех странах. Анализируемые страны, за исключением Ирландии и Новой Зеландии, имеют свои программы государственных гарантий. В качестве иных мер поддержки сектора МСП в перечисленных странах используются целевые

5 Стартап-компания, имеющая короткую операционную деятельность.

кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями (в России, Швейцарии и др.), микрофинансирование, гарантии по экспортным операциям, налоговые льготы. В табл. 3 приведены условия предоставления кредитов по федеральным и правительственным программам.

Таблица 3

Условия предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства6*

(Crediting conditions for small and middle entrepreneurship subjects)

Страна Процентная ставка по кредитам субъектам МСП (федеральные и правительственные программы) Примечание

Канада 2-3 % годовых Федеральное правительство облегчает получение субъектами МСП ссуд, частично проводя политику субсидирования процентной ставки

Корея 2,5-3 % годовых Вопросами регулирования субъектов МСП занимается 15 организаций, большая часть из них правительственные. Учреждены 2 банка и 2 фонда, ориентированных на малый бизнес

Япония 2-4 % годовых Правительство усиленно стимулирует кооперативную деятельность МСП, приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин и пр.)

Сингапур 5-6, 5% годовых Отличительная черта льготного кредитования - микрофирмы, численность персонала которых не превышает 10 человек

Россия 12,25-19,5 % годовых ОАО «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 г. и является проводником государственных ресурсов для малого и среднего бизнеса на территории всей страны.

6 Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 гг.: Постановление Кабинета Министров №° 302 от 07 мая 2014 г. URL: http:// prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub_id=240243 (дата обращения: 29.07.2014).

Меры государственной поддержки сектора МСП Страна

Поддержка в виде гарантий по кредитам МСП; - проведение политики сглаживания отраслевых циклов Канада, Чили, Дания, Финляндия, Венгрия, Италия, Корея, Нидерланды,Словакия, Словения, Испания, Швейцария, Таиланд, Великобритания,США, Испания

Предоставление особых условий по гарантиям для стартапов5 Канада, Дания, Нидерланды

Увеличение государственных га-рантийпо экспортным операциям Канада, Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Швейцария, Испания, Великобритания

Государственное софинанси-рование (в том числе и через пенсионные фонды) Швейцария, Ирландия, Дания

Увеличение доли прямого финансирования МСП Канада, Чили, Венгрия, Корея, Сербия, Словения, Испания

Субсидирование процентных ставок Венгрия, Португалия, Россия, Испания, Турция, Великобритания

Налоговые льготы, отсрочка платежей Франция, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испания, Великобритания, Россия

Создание банков, специализирующихся на кредитовании МСП, в том числе кредитующих МСП с отрицательной процентной ставкой Ирландия, Дания

Фондирование Центральным банкомкредитных организаций Великобритания

Исследования показывают, что во многих развитых странах основной целью поддержки малого и среднего предпринимательства является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСП, а также облегчение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к заемным ресурсам (прежде всего, посредством реализации гарантийных программ). В странах с наиболее развитым уровнем МСП (например, в Швейцарии) регулятивные практики сводятся к минимуму: упрощается система регулирования МСП и пересматриваются нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли (например, в Великобритании). При этом налоговая политика в отношении малых и средних предприятий отличается особой лояльностью. Ярким примером гибкой налоговой политики по отношению к малому и среднему бизнесу является практика налоговых льготв области инновационной деятельности, принятая в Великобритании.

Стоит напомнить, что вопрос о необходимости государственного регулирования экономической деятельности рассматривался в разных научных школах . Дж. М. Кейнс теоретически обосновал целесообразность и необходимость государствен-

ного регулирования экономики. Опыт США при Ф. Рузвельте, является подтверждением тезиса Дж. М. Кейнса, когда при помощи государственных расходов экономика получает развитие в нужном направлении. Но в обосновании необходимости государственного регулирования и степени ее влияния на экономику у экономистов нет единства (табл. 4).

Как видно из табл. 4, экономисты в своих исследованиях основываются на противопоставлении двух элементов - «рынок» и «государство». Каждое мнение имеет право на существование и в определенный период времени каждая из точек зрения подтверждала свою обоснованность и актуальность. На современном этапе развития, на наш взгляд, требуется баланс мнений, учитывающий различные теории.

Согласно версии агентства Bloomberg, в 2014 г. Россия впервые вошла в «Топ -50 лучших стран для ведения бизнеса», заняв 43-е место (поднявшись с на 13 позиций, по сравнению с 2013 г.). Всего эксперты агентства проанализировали данные по 157 странам. По части издержек предпринимателей отставание России наблюдается по затратам на открытие нового бизнеса, а также по стоимости продвижения товаров. Наиболее негативно эксперты оценивают российский уровень так называемых нематериальных издержек, к которому причислены риски коррупции, степень

Таблица 4

Экономические идеи и воззрения о необходимости государственного регулирования

экономической деятельности*

(Economic ideas and views about the need for state regulation of economic activity)

Классическая политическая экономика (А. Смит) Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с. «Невидимая рука» рынка предполагает минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции

Марксизм (К. Маркс) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 25. Ч. 1. М., 1961. С. 481-482. К. Маркс указывал, что очевидна взаимная связь таких явлений, как «...государство, внешняя торговля, мировой рынок». Анализ деятельности акционерного общества привел Маркса к выводу, что «в известных сферах оно ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства»

Кейнсианство (Дж.М. Кейнс) Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник. М.: Эксмо, 2008. 608 с. Обосновал необходимость и назвал конкретные рычаги государственного регулирования рыночной экономики как во время кризиса, так и на длительную перспективу

Современный монетаризм (М. Фридман) Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009. 480 с. Рынок способен к саморегулированию, но в то же время существование свободного рынка не устраняет необходимость государственного вмешательства.

* Источник: .

защиты прав собственности, уровень инфляции и налоговой нагрузки . Агентство Bloomberg, присуждая низкие баллы качеству различных параметров госрегулирования, не принимает во внимание уровень доступности к финансовым ресурсам субъектов МСП. Хотя, стоитотметить данный факт, так как по нашему мнению,это может скорректировать многие позиции в рейтинге, после чего онстанет более полным и будет отражать реальную ситуацию в анализируемых странах.

Россия, несмотря на вхождение в список Топ-50 лучших стран для ведения бизнеса, все равно отстает по количеству открытия предпринимателями бизнеса. Среди 50 успешных компаний-стартапов последних 10 лет, 48 из них приходится на США, еще 2 - на Норвегию и Данию . Это хороший пример, когда статистика говорит сама за себя. Интересен опыт стран, в которых крупный бизнес и мелкое предпринимательство не просто сосуществуют, а еще и взаимодействуют, создавая эффект синергии. Для крупного бизнеса эффект синергии дает экономию на затратах. О роли синергии, которая имеет место быть при развитии промышленности , писали в конце XIX в. А. Маршалл, А. Серра, Ф. Лист.

Уже во многих странах мира крупный бизнес все больше взаимодействует с небольшими предприятиями, используя их преимущества в тех областях, где крупным предприятиям невыгодно затрачивать свои усилия. Примером таких развитых стран могут быть, например, США, Япония, Германия. В этих странах малый бизнес обладает высоким развитием подетальной (пооперационной) специализации ответственности, а также высоким уровнем компьютерного обеспечения. Уровень правовой базы в этих странах обеспечивается длительными отношениями крупного бизнеса и государства. В Японии даже самые крупные предприятия в своей работе взаимодействуют с семейными микрофирмами. Такой тандем обеспечивает эффект взаимодействия нескольких факторов, который оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов каждого из них. В российских реалиях эффект синергии может быть достигнут при использовании системы аутсорсинга. Непрофильные бизнес-процессы могут быть переданы малому бизнесу, который находится в этой нише и занимается только этим направлением в своей деятельности. Передача

бизнес-процессов в аутсорсинг может помочь существенно снизить издержки производства.

Обратимся к успешному опыту Татарстана, где субъектам малого и среднего предпринимательства уделяется достойное внимание. Например, в инновационно-производственном технопарке «Идея» (г. Казань) успешно взаимодействуют между собой крупные международные компании и развивающиеся отечественные стартапы. Резиденты технопарка предложили крупным российским компаниями понятные условия в виде регламента взаимодействия, в котором прописали обязанности и функции при передачеим бизнес-процессов в аутсорсинг Большим достижением для резидентов стал опыт сотрудничества с ОАО «Газпром»7 . В ходе конференции резиденты технопарка довели до крупного бизнеса понятные условия сотрудничества, создав комфортную среду для совместной работы.

Еще один хороший пример - ОЭЗ «Алабу-га», открывающая широкие возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в части аутсорсинга. Например, компания ООО «Белая Дача» (представитель пищевого кластера) сельскохозяйственную продукцию будет получать у местных поставщиков и поставлять переработанный товар для сетей быстрого питания «Макдональдс».

Как отмечают ученые, крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса (далее - НТП), они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства . Если крупный бизнес будет более открытым и готовым к передаче непрофильных бизнес-процессов в малые предприятия, можно будет говорить о достижении положительного эффекта синергии.

Обобщая международный опыт поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах можно выделить следующие тенденции:

Правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСП как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов;

7 Партнерство для развития кластеров: материалы Международной конференции, 23 апреля 2014 г. (г. Казань).

Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг, информационная поддержка, содействие экспорту;

Основными целями программ поддержки МСП являются создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных регионов и отраслей;

Законодательство во многих странах направлено на снижение административных барьеров, правовое регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

Культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Эффективное государственное регулирование и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из важных направлений в развитии частного сектора, что под-тверждаетсяэкономическим подъемом страны. По оценкам, более 50 %8 всех рабочих мест в развивающихся странах приходится на сектор малого и среднего предпринимательства. Следовательно, для экономического роста и процветания страны необходимо наличие соответствующего государственного регулирования и поддержка развития-предпринимательской деятельности и связанных с ним институтов.

По итогам проведенного анализа, к наиболее действенным мерам по поддержке малого и среднего предпринимательства, принятым в мировой практике и имеющим возможность быть адаптированными в России, можно отнести:

1. Развитие инфраструктурных услуг для субъектов МСП, таких как центры развития МСП, бизнес-инкубаторы и технопарки, центры продвижения экспорта.

2. Создание благоприятных условий функционирования субъектов МСП.

3. Доступность разных форм получения финансирования.

4. Финансовая поддержка субъектов МСП путем разработки государственных программ.

5. Предоставления государственных гарантий по кредитам субъектов МСП.

6. Создание принципов кооперирования между крупным и малым бизнесом.

Список литературы

1. Мамина М.Т. Государственная поддержка малого предпринимательства в рамках экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 362-366.

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

устойчивый экономический рост;

высокий уровень занятости;

низкий уровень инфляции;

устойчивое финансовое положение;

справедливое распределение доходов;

стабильность внешнеэкономической деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;

обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

обеспечение соблюдения правил конкуренции;

оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений :

1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

3) защита прав потребителей;

4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;

5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;

6) перераспределение ресурсов;

7) регулирование цен и тарифов;

8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;

10) регулирование валютного курса.

Формирование правовой базы малого и среднего бизнеса включает в себя гарантирование государством права частной собственности, регламентацию организационно-правовых форм субъектов малого и среднего бизнеса, регулирование договорных отношений между субъектами рынка, выполнение государством роли арбитра при разрешении хозяйственных споров.

Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности предполагает контроль государственных органов за деятельностью естественных монополий путем регламентирования цен, тарифов, качества предоставляемых услуг и введение запретительных мер в отношении действий любых монополий, направленных на ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением.

Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.

Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.

Формирование налоговой системы и перераспределение доходов осуществляется посредством бюджетного планирования, принятия ставок подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых изъятий, а также установления системы социального обеспечения.

Перераспределение ресурсов реализуется в целях финансирования природоохранных мероприятий, содержания органов государственного управления, обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продукции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.

Государственная поддержка отдельных видов бизнеса осуществляется исходя из принципов системности, протекционизма и селективности. В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.

Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности нацелено на гармоничное сочетание частных предпринимательских интересов с общегосударственными интересами и реализуется через таможенно-тарифную систему и систему мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.

Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник. М.: Экономика, 2003. - С. 101..

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.

Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.

2. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции -- фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.

3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

налоговых проверок;

получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

проверки данных учета и отчетности;

осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

других форм, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств1 1 Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2008..

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот -- налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

4. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

1. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций1 1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М.: ИНФРА-М, 2008.:

1. Хозяйственные товарищества и общества. В свою очередь, хозяйственные товарищества подразделяются на:

Полное товарищество;

Товарищество на вере (коммандитное товарищество);

Хозяйственные общества имеют следующие разновидности:

Акционерное общество открытого типа;

Акционерное общество закрытого типа;

Общество с ограниченной ответственностью;

Общество с дополнительной ответственностью

2. Производственные кооперативы;

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4. Некоммерческие организации.

2. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. В настоящее время в системе государственного регулирования ценообразования действуют следующие нормативные акты:

Указ Президента РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” от 28.02.1995 № 221;

Постановление Правительства РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” от 07.03.1995 № 239;

Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” от 14.04.1995 № 41-ФЗ;

Постановление Правительства РФ “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства” от 15.04.1995 № 332;

Постановление Правительства РФ “Вопросы Федеральной службы по тарифам” от 09.04.2004 № 204;

Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам” от 30.06.2004 № 332;

Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте” от 15.12.2004 №787;

* Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” от 30.12.2004 № 210-ФЗ. Основной блок принятых документов относится к сфере регулирования цен на товары организаций-монополистов, -- это свидетельствует о том, что на подавляющем большинстве товарных рынков действует режим конкуренции.

3. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.

4. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.

5. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, в котором предусмотрено лицензирование более 100 видов деятельности; Гражданским Кодексом РФ (часть первая, ст. 49); федеральными законами, регулирующими отраслевые виды деятельности; постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11.02.2002 № 135 и другими постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании отдельных видов деятельности Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: Правовые и организационные основы. М.: Дашков и К, 2004. - С. 62..

Лицензирование определяется как целый комплекс мероприятий:

предоставление лицензии;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов в связи с нарушением лицензионных требований и условий;

возобновление или прекращение действия лицензий;

аннулирование лицензий;

контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

ведение реестров лицензий;

предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ.:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

ведение реестров лицензий;

предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Прямые (административные) методы необходимы в следующих сферах деятельности:

· контроль за монополистическими рынками;

· экологическая безопасность;

· сохранение невоспроизводимых природных ресурсов;

· безопасность условий труда, жизни и контроль за их соблюдением;

· определение минимально необходимых параметров жизни людей (минимальный размер оплаты труда, социальные пособия);

· защита национальных интересов страны в мировой экономике. В других сферах деятельности используются в основном косвенные (экономические) методы или их сочетание с прямыми (административными).

1

Предпринимательская деятельность и все, что ей сопутствует, является одной из самых часто обсуждаемых на российской и международной арене экономических дискуссий. Обосновано это тем, что на сегодняшний день только государство с развитой и сильной экономикой способно выдержать конкурентную борьбу с другими государствами, и отстоять свою независимость перед сильными державами мира. В нашей стране разработано немало законов, указов, распоряжений, регулирующих вопросы осуществления предпринимательства. Довольно часто проводятся различного рода экономические форумы и встречи ведущих представителей бизнеса по вопросам предпринимательства, на которых обсуждаются наболевшие темы по вопросам не только крупного, но и малого и среднего бизнеса. В данной научной статье раскрываются вопросы правового регулирования малого и среднего предпринимательства.

малое и среднее предпринимательство

экономика России

правовое регулирование

Президент РФ

Правительство РФ

1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства / Учебное пособие. – Чита, 2013.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ (по состоянию на 25 октября 2016 г.). – М.: Проспект, 2016. – 213 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля 2014 года и изменениям на 2016 год). – М.: Эксмо, 2016. – Актуальное законодательство.

4. Михневич А.В., Гриценко А.В. Утерянная возможность гарантировать restitutio in integrum или напоминание Совету Европы о суверенитете России? // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 3 (часть 2).

5. Михневич А.В., Кучеренко Д. Понятие и правовая природа теории lex mercatoria // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». – 2017. –Т. 5. № 3. – С. 156.

6. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Новостная лента. URL: http://government.ru (дата обращения: 14.03.2017).

7. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 14.03.2017).

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.03.2017). Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 06.03.2017).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

10. Российская газета RG.RU. Столичный выпуск № 6644(73). URL: https://rg.ru (дата обращения: 14.03.2017).

11. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

12. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31.12.2001 № 198-ФЗ / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 23.03.2017).

13. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Справочно-правовая система КонсультантПлюс (дата обращения: 12.03.2017).

Малое и среднее предпринимательство является одной из важных сфер современной рыночной экономики. Об этом сказал и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего предпринимательства, которое состоялось 7 сентября 2016 года в г. Улан-Удэ. По его мнению, сектор малого и среднего предпринимательства является фундаментом для развития экономики страны . Развитие сферы предпринимательства способствует увеличению среднего класса, что в свою очередь формирует гражданское и демократическое общество, которое будет благотворно влиять на укрепление страны. Представители среднего класса должны иметь предопределенный уровень дохода, который позволит исполнить не только свои цели, но и жизненный социальный стандарт. Это люди, владеющие собственностью и обладающие определенными рамками поведения, что позволяет влиять на общественные процессы. Чем многочисленнее этот класс, тем устойчивее стоит на ногах малое и среднее предпринимательство.

В 2015 году прошло заседание Государственного совета в Кремле, где Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении призвал поддержать предпринимателей. Президент в этом выступлении затронул одну из ключевых проблем предпринимательства. Специфика этой проблемы в том, что стимулы для создания дела минимальны, их перевешивают риски и преграды . Действительно, существует ряд преград, которые мешают развитию малого и среднего предпринимательства. Что же именно мешает малому и среднему предпринимательству устойчиво существовать? Основными проблемами являются проблемы незащищенности данной сферы, кредитная необеспеченность, трудности в регистрации своего бизнеса, нехватка начального капитала, низкая квалификация сотрудников, минимальное количество помещений для реализации своей деятельности, дорогое оборудование и т.д.

Следует отметить и другие значимые проблемы, препятствующие развитию предпринимательства (малого и среднего), это:

Несовершенное законодательство в области малого и среднего бизнеса: недостаточно нормативной базы для деятельности предпринимательства;

Несовершенное налогообложение предприятий. Эту проблему государство пытается преодолеть. Так, например, 31 декабря 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» .

Необходимо изучить правовую базу в сфере малого и среднего предпринимательства, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого субъекта экономики.

Существует множество разных определений малого и среднего предпринимательства. Одно из них определил В.Ю. Буров. Он рассматривает малый и средний бизнес как «явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета» .

По состоянию на 1 августа 2016 года в России было зарегистрировано всего 5 523 765 предприятий малого и среднего бизнеса. Из них юридических лиц - 2 594 355 предприятий, индивидуальных предпринимателей - 2 929 410 предприятий. Среднесписочная численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации составляет 7 944,2 тысяч человек .

Юридический институт предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации , согласно которой в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

В правовом регламентировании малого и среднего предпринимательства ключевое значение имеет Гражданский кодекс РФ . В ст. 2 сформулировано понятие предпринимательской деятельности - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке, а в ст. 23 зафиксирована предпринимательская деятельность гражданина. В главе 4 определено понятие юридического лица, виды коммерческих и некоммерческих организаций.

Одним из фундаментальных законодательных актов в сфере предпринимательской деятельности является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В этом законе сформулированы основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, специфика правового регулирования в этой области.

Государство всемерно поддерживает малое и среднее предпринимательство, и часть государственной экономической политики ориентирована на их развитие, что представляет собой «совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» . Государство стремится к совершенствованию и количественному увеличению предпринимательства (малого и среднего). А для этого необходимо обеспечить благоприятные условия, конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства.

К числу нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы развития предпринимательства, относятся также подзаконные акты. Одним из таких актов является Указ Президента РФ. Так, в 2015 году главной новостью в сфере предпринимательства стало опубликование Указа Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» . Согласно этому указу было принято предложение Правительства РФ о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса путем переименования Агентства кредитных гарантий. Основной целью создания Корпорации является оказание помощи малому и среднему предпринимательству, привлечение инвестиций для динамичного развития предпринимательства, усовершенствование методов поддержки предпринимателей и т.д.

Для активного развития малого и среднего бизнеса требуется соответствующая помощь государства. В п. 1 ст. 16 ФЗ № 209-ФЗ в качестве форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены финансовая (помощь субъектам малого и среднего предпринимательства за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципалитетов), имущественная (продажа или предоставление имущества на льготных условиях субъектам предпринимательства), информационная (в области рекламной деятельности, помощь во внешнеэкономической деятельности, то есть в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров), консультационная (создание таких организаций, которые оказывают консультационные услуги) поддержки субъектов и организаций.

Для динамичного роста малого и среднего предпринимательства государство на конкретный период времени ставит перед собой задачи, которые необходимо выполнить. Например, Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-Р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года» . Стратегия представляет собой документ стратегического плана для развития предпринимательства. Эта Стратегия значится фундаментом для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, которые содержат мероприятия, ориентируемые на развитие предпринимательства (малого и среднего). Целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, улучшить отраслевые структуры экономики, а с другой стороны, - обеспечить стабильный уровень занятости.

Таким образом, нормативно-правовая база в сфере малого и среднего предпринимательства особо еще не развита. Требуется аналитическая работа, модернизация уже изданных нормативно-правовых актов, ну и конечно, издания новых законов для прогрессивного развития этой сферы экономики. Требуется достичь такого уровня развития предпринимательства, как в большинстве развитых стран. К сожалению, этот процесс отличается «крайней «неповоротливостью» законодательной системы: чтобы закон обрел силу обязательного неукоснительного регулятора, он должен быть не только грамотно прописан, но еще и пройти определенную процедуру своего принятия и вступления в юридическую силу» . На Всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес - национальная идея?», который проходил в январе 2016 года в городе Москва, обсуждались основные направления дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства. На форуме выступил и Президент РФ Владимир Путин. Согласно выступлению, можно сделать вывод, что для стабильности бизнеса и для большего количества инициативно мыслящих людей в этой сфере, необходимо устранить как можно больше мелких ограничений и преград . Российская Федерация представляет собой развитое правовое государство, наделенное суверенитетом и иммунитетом, способное принимать высокие по своему «духу» нормы права . Хочется еще раз отметить, что малое и среднее предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики.

Библиографическая ссылка

Хачак З.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 117-119;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11680 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Государственные органы, учитывая значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства, должны проводить последовательную стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса, опираясь на мировой опыт и российские традиции промышленного предпринимательства. Основами функционирования производственного малого бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования; непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1)развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике российской Федерации;

2)обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3)обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4)оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5)увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6)обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7)увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;

8)увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:

установление приоритетных на данный период целей и задач для развития производственного малого бизнеса;

распределение финансовых ресурсов между регионами с учетом приоритетов и ограниченности ресурсов;

создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.

Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:

конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;

установление приоритетных целей и задач для развития регионального производственного малого бизнеса;

активное формирование потенциала развития производственного малого бизнеса путем мобилизации всех ресурсов региона;

распределение ресурсов (государственных и собственных) между отдельными предпринимательскими подсистемами региона (отраслевыми, территориальными) с учетом приоритетов и ресурсных ограничений;

создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов и факторов, определяющих эффективность функционирования производственных структур малого бизнеса.

Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:

установление приоритетных целей и задач развития муниципальной экономики в сфере производственного малого бизнеса;

распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса через муниципальный заказ и другие механизмы, учитывающие существующие приоритеты и ограничения;

стимулирование деловой и инвестиционной активности с целью развития муниципальных предприятий и территориально-производственных комплексов;

создание благоприятных условий для развития структур производственного малого бизнеса.

В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.

Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.

Государственное управление - это целенаправленное органи- зующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования. Система управления рыночной экономикой показана на рис. 2.

Осуществляя свои функции, государство воздействует на экономическую систему путем использования прямых и косвенных методов регулирования. Методы прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства. Они часто имеют высокую эффективность, однако не лишены недостатков, так как оказывают непосредственное воздействие не только на целевых агентов рынка, но и на связанных с ними рыночными отношениями субъектов, что нарушает естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектами экономических отношений предпочтительных вариантов развития, соответствующих целям экономической политики.

Недостатками прямых методов регулирования является наличие временного лага между моментами принятия государством мер, направленных на развитие экономической системы и ее реакцией на предпринятое воздействие.

Рис. 2.

Косвенные методы ориентированы на создание условий для развития предпринимательства, предоставляют выбор приоритетов деятельности, снижают возможности принятия коррумпированных решений, требуют меньших административных расходов. Прямые методы носят, как правило, адресный характер, ориентированы прежде всего на осуществление приоритетных направлений развития экономической системы и дают больше возможностей осуществлять контроль за бюджетными финансовыми потоками. Однако для таких методов характерны высокие сопутствующие риски и административные расходы.

Устойчивость и успешность развития малого и среднего предпринимательства зависит от осуществляемого государством комплекса мер. Выбор оптимальных инструментов и методов регулирования является сложным процессом и зависит, во-первых, от поставленных целей (достижение одних и тех же целей возможно посредством использования различных методов воздействия), во-вторых, от среды приложения (например, развитие культурной, научной и образовательной сфер в большей степени зависит от бюджетного финансирования (прямое государственное регулирование), нежели экономических объектов), в-третьих, от потребностей объектов регулирования (например, малые и крупные предприятия обладают специфическими преимуществами и недостатками, а следовательно, имеют различные потребности).

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться таким образом, чтобы не разрушить рыночную основу и не усугубить кризисные явления в экономике путем использования системы государственного регулирования, включающей совокупность органов, методов, средств и инструментов. Содействуя развитию субъектов малого предпринимательства, государство через свои институты контролирует их деятельность, посредством административных и экономических механизмов способствует формированию конкурентной среды, ориентирует на наиболее перспективные общественно значимые направления.

Влияние государства на систему малого предпринимательства ограничено требованиями общества и рынка. Можно выделить следующие факторы:

  • 1) политические - решения политических партий, которые определяются экономическими отношениями, общественными настроениями, политической ориентацией партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти;
  • 2) правовые - законодательство, регламентирующее материальную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;
  • 3) экономические - ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, информационных (недостаточная информированность; ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора) и др.);
  • 4) административные - уровень регулирования. Высокие уровни налогообложения и регулирования, которые являются продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограничению власти государства из-за того, что экономическая деятельность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или «черный», сектор экономики. Наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики и не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, пренебрежение ими со стороны органов государственной власти ведет к возникновению негативных последствий: ослаблению конкурентоспособности национальной экономики; росту безработицы и инфляции; расстройству денежной системы и системы государственных финансов.

Политические факторы отражают стабильность преобразований в стране: при каждой смене правительства принимаются новые законы, которые часто противоречат старым, в результате число бю-

зз

рократических препонов растет (регистрация, лицензирование, сертификация и т.д.), а надежная правовая база отсутствует. В области правовых факторов, например, неопределенность правового поля и быстрое изменение законодательства приводят к значительным сложностям осуществления предпринимательской деятельности . Для малых предприятий данное обстоятельство создает трудности при планировании будущих налоговых платежей, дополнительные затраты в виде оплаты консультационных услуг для осуществления своей деятельности в рамках законодательства. Ограниченность ресурсов сказывается на недостатке бюджетных средств на развитие предпринимательства и оказывает влияние на качество деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса, основной целью которой становится не развитие, а выживание. Высокий уровень государственного регулирования заставляет предприятия уходить в тень, что, с одной стороны, позволяет экономить средства от легализации деятельности (регистрация, лицензирование, налогообложение, преодоление бюрократических барьеров), а с другой - повышает риск возникновения дополнительных издержек в результате обнаружения теневых операций контролирующими органами.

В зарубежных странах широко практикуется организованное движение в пользу конкретных узких интересов - лоббизм. Массовый процесс становления организаций предпринимателей в России начался с 1990-х гг. Именно тогда создавались торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, некоммерческие объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса. Ставились следующие цели: выработка единого мнения по тем или иным вопросам общественной жизни, привлечение государства к их решению, оказание воздействия на власть.

  • Шеховцов Л. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах //Вопросы экономики. - 2001. - № 4. - С. 84-91.
Статьи по теме