Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы. Конспект интегрированного занятия «Перелетные и зимующие птицы» (старшая группа) Окружающий мир тема перелетные птицы старшая группа

Здравствуйте, уважаемые посетители блога о творческом развитии детей !

Предлагаю вам провести с детками наше тематическое занятие «Перелётные птицы».

Для удобства я разделила его на две части.

В одной мы будем разбирать кто такие перелётные птицы, куда, как и когда они улетают.

А в другой части приходит весна, и птички возвращаются в родные края.

В этих занятиях вы найдёте игры на развитие речи, внимания, логические игры, игры по географии, творческие задания, физкультминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Для того чтобы ничего не забыть и провести занятие на одном дыхании, я решила всё подробно законспектировать.

Конспект первой части вы найдёте в конце статьи.

Первую часть мы провели, дочурка была в восторге, теперь она хочет стать орнитологом)).

Вот что у нас получилось.

Сначала мы вспоминали, кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.

Вспомнили птиц, которые не могут летать, части тела птицы.

Вспомнили, что есть птицы зимующие, а есть перелётные.

Затем к нам в гости прилетели две полярные крачки (хоть это и совята, но мы решили, что быть им крачками).

Они показали нам презентацию о перелётных птицах с загадками и птичьими голосами.

Провели с гостями физкультминутку.

Затем играли в игры на развитие речи и в пальчиковую игру.

После этого занимались творчеством и строили птиц клином.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Затем помогали ласточке найти дорогу к гнёздышку.

Находили каждому колечку пару.

Затем играли в игру «Куда улетают птицы». Птички вылетали в основном из России, и разлетались на зимовку по всему свету.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Ну и напоследок занимались творчеством, делали поделку из бумаги «Аисты летят домой».

Вторую часть тематического занятия «Перелётные птицы» я уже подготовила, и как только проведу его с дочуркой, сразу поделюсь им с вами.

Подробный конспект тематического занятия «Перелётные птицы»:

Часть 1

К деткам в гости прилетает Грач (или любая птица по вашему выбору):

Здравствуйте, ребята!

Я долго летел, устал и решил залететь к вам, отдохнуть. А летел я из дальних тёплых стран, ведь я, Грач — перелётная птица.

А вы, ребята, знаете, почему перелётные птицы так называются?

Правильно! Потому что они перелетают в тёплые края и обратно домой.

Есть птицы зимующие, которые зимой никуда не улетают. А есть перелётные птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, в тёплые страны.

Физкультминутка Перелётные птицы.

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево).
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки).
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу).
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали, (Останавливаются, приседают).
Снова взлетели,
Дальше полетели. (Встают, бегут по кругу, машут крыльями).
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите! (Дети останавливаются, расходятся в разные стороны).

(Волкова Нина Александровна)

А каких вы знаете перелётных птиц?

Загадки о перелётных птицах. (Презентация) Презентацию с аудио-голосами птиц вы сможете найти на этой странице

Дети говорят отгадку, показываем слайд из презентации или картинку птицы и аудио голоса птиц.

И это, конечно, не все перелётные птицы, их очень много.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру!

Игра на развитие речи. (Выберите по вашему усмотрению 1-2 игры, если больше, ребёнок может потерять интерес к игре и занятию).

Игровое упражнение “У кого кто?”

— У грача – грачонок — грачата.

— У утки – утёнок — утята

— У лебедя – лебедёнок — лебедята

— У соловья – соловьёнок — соловьята

— У журавля – журавлёнок — журавлята

— У дрозда – дроздёнок — дроздята

— У чижа – чижонок — чижата.

— У аиста – аистёнок — аистята

— У скворца – скворчонок — скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

— Аист заботится об аистятах.

— Грач заботится о грачатах.

— Журавль заботится о журавлятах.

— Лебедь заботится о лебедятах.

— Чиж заботится о чижатах.

— Соловей заботится о соловьятах.

— Дрозд заботится о дроздятах.

— Утка заботится об утятах.

— Скворец заботится о скворчатах.

— Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

— Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

— Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

— Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

— Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

— Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

— Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

— Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

— Грачонок станет грачом.

— Соловьёнок станет соловьём.

— Скворчонок станет скворцом.

— Лебедёнок станет лебедем.

— Утёнок станет уткой.

— Аистёнок станет аистом.

— Журавлёнок станет журавлём.

________________________

Перелётные птицы прилетают к нам весной, живут здесь всё лето, высиживают птенцов. А осенью снова улетают в тёплые края.

Путь их длинный и нелёгкий, порой некоторым птицам приходится лететь несколько недель, а то и месяцев.

Скажите, ребята, что же заставляет птиц покидать свои родные края, насиженные места и отправляться в такое долгое, а иногда и опасное путешествие?

Правильно ребята, холод, а ещё голод.

Птицы, которые остаются и никуда не улетают зимой, приспособились добывать корм из засохших семян растений, шишек, питаться зерном, оставшимся на полях, замороженными или засохшими ягодами.

Некоторые из них перебираются поближе к жилью человека.

А вот птицы, улетающие с наступлением холодов в тёплые края, питаются, в основном, насекомыми.

Осенью насекомые прячутся и засыпают до весны. Поэтому, многим птицам нечего кушать. Вот и улетают они в тёплые страны, спасаясь от голода и холода.

Пальчиковая игра «Птицы перелётные».

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

___________________

Стаи перелётных птиц бывают очень большими (например, несколько тысяч у скворцов),

а бывают маленькие — до десяти (у уток).


Некоторые птицы совершают перелёт в одиночку — кукушка, зимородок, удод.

Перед полётом птицы собираются стаями и вместе готовятся к полёту.

Они выстраиваются так:

Клином

Дугой

В линию

Шеренгой

Игра «Как летят перелётные птицы

____________________________________

Некоторые птицы летают ночью, некоторые днём.

Ребята, а вы знаете, как птицы находят дорогу в полёте, ведь у них нет карты и компаса?

Птицы находят дорогу по расположению Солнца, по звёздам, по магнитному полю Земли (как будто у них в голове есть компас).

Игра-диктант по клеточкам «Ласточка летит в гнёздышко

______________________________________

А как люди узнали, куда улетают перелётные птицы?

Учёные, которые занимаются изучением птиц (орнитологи) ловят их и надевают на лапки маленькие колечки. На каждом колечек имеется свой номер.

Когда птица прилетит в другую страну и её там уловят, то по номеру колечка определят, какой путь проделала эта птица, и из какой страны прилетела.

Ребята, а давайте поиграем в орнитологов и найдём птичек с одинаковыми колечками.

А ещё, определим, каких птичек больше, с синими колечками, или красными и на сколько.

Игра на развитие внимания «Колечко для птички»

____________________________________

Некоторые птицы улетают не далеко, где чуть-чуть потеплее и есть корм.

А некоторые улетают на большие расстояния. Давайте поиграем с вами в интересную игру!

Игра «Птица летит на зимовку»

___________________________________

А теперь я предлагаю заняться творчеством, и

сделать поделку, которую мы назовём «Аисты возвращаются домой».

С Уважением.
Елена Медведева.

Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.

3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.

4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.

Ход занятия:

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

– Не слышно птиц. Почему?

Улетели в теплые края.

– Чем питались птицы летом?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

– А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

– Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

– Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

– После ласточек и стрижей улетают те птицы,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

– Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

Перелетные птицы.

– Еще каких перелетных птиц вы знаете?

– Лебеди, скворцы, кукушки.

– Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

– Журавли клином (ставлю картинку клином)

– Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

– Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?

– Ребята, сосчитайте птиц по порядку.

Первая утка, вторая утка…

(ставлю картину)

– Первый гусь, второй гусь…

(ставлю картину)

4) Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку..

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму

принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже

не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
5) Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

– Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

– Как мы их называем?

+ Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)

– Как мы их называем?

Перелетные птицы.

Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

– Какая птица лишняя?

Ласточки и т.д.

5) Игра «Скажи наоборот» – закончи предложение.

– Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!

Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)

У соловья серая грудка, а у ласточки …

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»

– Встали в круг

– Ребята, о ком, чем говорили на занятии?

О зимующих и перелетных птицах (с мячом)

– (Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)

7) Оценивание

– Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)

– Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,
поможем птицам.
– А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.

– А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.

(Раздаем угощения детям)

План – конспект

Тема: «Перелетные птицы»

старшая группа

Воспитатель:

Программные задачи:

1)Уточнить и закрепить представления детей о весне и ее признаках.

2)Обобщать знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.

3)расширять и активизировать словарь детей по теме.

4)Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.

5)Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное о отношение к птицам.

Ход занятий:

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окнами?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла….(весна).

После холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим.

Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

1.Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

2.Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)

3.Что весной бежит, журчит, поет? (ручьи)

4.Что с крыши свисает, капает, тает? (сосульки)

5.Что весной темнеет, тает, водой убегает?(снег)

6.Весной капает, звенит, поет?(капель)

7.Что весной греет, светит, припекает?(солнце)

Солнышко выглянуло, стало теплее, светлее, веселее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весело в лесу, все

оживает, просыпается.

(прослушивание: звуки леса)

Расскажите что услышали? (птицы поют, шумят, ручьи журчат, из теплых краев возвращаются птицы)

Какие? (ласточки, грачи, скворцы, соловьи, кукушки)

В какое время года они улетают в теплые края? (осенью)

Как их называют? (перелетными)

Почему они улетают? (осенью все насекомые прячутся, исчезают, гибнут, поэтому птицы улетают в теплые края)

Физ. минутка: «Птицы летят на юг».

Птиц вы знаете много, а умеете отгадывать загадки (сопровождая показом картинок).

Воспитатель: 1. Всех перелетных птиц черней,

Чистить пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица……(грач)

Грач постоянный спутник тракториста, как только начинают перека

пывать землю на полях, грач тут же приступает к работе, он ловко

выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи больши

ми семьями и свои гнезда строят высоко на дереве.

Ребенок: Вот я – грач,

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак!»

Всем червякам – враг!

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

Ребенок: В народе говорят: «Если на горе грач на горе, то весна во

дворе», еще «Увидел грача – весну встречай».

Воспитатель: 2. На шесте – дворец,

Во дворце певец,

А зовут его… (скворец)

Эта красивая черная птица, с небольшими белыми пятнышками по всему телу. Селится в старых дуплах деревьях или в скворечниках, развешенных для него людьми. Поет, подражая отличными звуками

Ребенок: А у нас в саду жилец

Бойкий маленький скворец

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

Ребенок: «Увидал скворца – знай весна у крыльца».

Воспитатель: 3. Кто без нот и без свирели

Кто же это… (соловей)

Это небольшая птичка. Ну, что в ней собственного? Серенькая, грудка беленькая, хвостик чуть рыжеватый, большие темные глазки.

А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются в листья, вернувшись отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок: В народе есть приметы «Соловей всю ночь поет – к хорошей погоде».

Игра «Прилетели птицы»

Цель: Развитие фонема тического слуха, внимания.

Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи,

аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а

только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину?

Родин – это место где родился. Поэтому, птицы возвращаются,

чтобы свить гнездо высидеть птенцов. За лето птенцы вырастают и

осенью с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей;

радуют нас своим пением, яркой окраской.

Ребенок: Вы должны помнить:

Что птиц, надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать.

Игра: «Зимующие и перелетные птицы».

Работа с детьми за столами.

Аппликация: «Скворечник».

Вспомните с детьми, из каких фигур состоит «скворечник», и как правильно его наклеить.

В конце занятия наклеить скворечник на дерево березу.

Хоровод «Весняночка».

Кормушка на участок с кормом.

Сюрпризный момент.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Программное содержание:

Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательную активность детей в природе; развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.

Учить составлять описательные рассказы по картине; развивать связную речь, сообразительность.

Стимулировать любознательность и интерес детей к познанию природы описаниями ее объектов и явлений.

Воспитывать желание помогать зимующим птицам пережить зиму.

Продолжать учить детей слушать и декламировать наизусть стихотворные произведения, отвечать на вопросы.

Материал: картинки птиц, корректурные таблицы, наголовники птиц, игры-пазлы, спортивный инвентарь.

Предыдущая работа: изучение стихов, текста песни, заготовки для гостинцев и кормушек.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель: Дети, предлагаю Вам сегодня отправиться в лес.

(Дети с воспитателем идут по дорожке в лес)

Воспитатель: Дорогие мои, обратите внимание как в лесу хорошо! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Дети, это же птицы леса. Но где же они?

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. А для этого предлагаю осуществить привал и рассмотреть, какие птички собрались.

Привал «Знакомство с птичками»

(Детям раздаются корректурные таблицы по теме «Птицы», на которых изображены птицы нашей местности. Птицы обозначены цифрами, геометрическими фигурами и дети, ориентируясь на эти обозначения, определяют, где птица)

Воспитатель: давайте с вами вспомним стихи об этих птицах.

Ребенок

За окном щебечет птичка-

Желтобокая синичка.

Голодно зимой бедняжке:

Ни травинки, ни букашки,

Хоть бы хлебушка ей крошку

Или зёрнышек немножко.

Ребенок

Где, ворона-каркарона,

Ты была, что, ворона-

каркарона, принесла?

Я проснулась, встрепенулась

«Кар-кар!» - на вороний

Собралась я базар.

Воспитатель: вот мы с вами и познакомились с птицами, которые собрались на этом дереве и можем отправляться дальше.

Воспитатель: Прислушайтесь внимательно! Кажется, кто-то с кем-то спорит.

(Из-за дерева вылетают две птички-ребенка)

Первая птичка: Я говорю тебе, что все птички улетают на зиму в теплые страны. Потому что здесь будет холодно, снежно и нам нечего будет есть.

Вторая птичка: Нет, не все птицы будут лететь. Потому что путь далек и не все птички его выдержат поэтому им лучше оставаться здесь, у людей, которые будут их кормить.

Воспитатель: Добрый день, дорогие птички. Не надо спорить. Мы с моими друзьями поможем вам определить, какие птички перелетные, а какие зимущие. Вот послушайте.

Ребенок.


Воспитатель: Пожалуй, все вы слышали о птичьих базарах, но побывать там не повезло. Поэтому мы попробуем организовать свой птичий базар. На рисунках вам будут показаны птицы, которых вам надо назвать. Помочь вам сможет краткая информация о той или иной птице.

Привал «Птичий базар»

(Дети берут по одной карточке и рассказывают о птичке, другие должны узнать ее по описанию)

Карточка 1

Живут на деревьях. Имеют крепкий клюв, длинный язык и крепкий хвост, благодаря которому можно опереться на кору дерева. (Дятлы)

Карточка 2

Относятся к хищным. Они имеют большую голову и очень большие глаза с расширенными зрачками. У них крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Ведут ночной образ жизни. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Совы)

Карточка 3

Живут на болотах и ​​берегах водоемов. Они имеют длинные ноги, шею и клюв. Добыча подстерегают стоя в воде. Некоторые бродят в поисках пищи. Питаются различными животными. (Цапли)

Карточка 4

Белые как снег. Относятся к водоплавающим. Они крупных размеров, с длинной и красивой шеей. В этих птиц ценный густой пух, поэтому они охраняются законом. Живут преимущественно парами. (Лебеди)

Карточка 5

Эти птицы похожи на воробьев, но они осторожны и одновременно любознательны как воробьи. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать их среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синицы)

Карточка 6

Прилетают к нам с Севера. У них есть черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питаются ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегири)

Воспитатель: Предлагаю взять наших новых друзей с собой и отправиться дальше в лес.

Физкультминутка

Мальчики и девочки!

Быстрее подравняйтесь

И в путь-дорожку

Вместе отправляйтесь.

Раз - поднять руки вверх,

Два нагнуться вниз.

Три, четыре - прямо стать.

Будем снова начинать.

И идти не забывайте.

Руки в стороны, руки так,

Руки вверх, как ветряная мельница.

Выше руки поднимите

Головою покрутите.

Наклон влево - раз, два, три

Наклон вправо - раз, два, три.

Наклонились, выпрямились.

Вокруг себя повернулись.

Воспитатель: Пока мы с вами весело путешествовали посмотрите, какая интересная поляна нам открылась. И я предлагаю сделать привал и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Где чья часть»

(Детям предлагается игровое поле, на котором в двух колонках изображены части птиц. Детям надо их соединить между собой)

Воспитатель: Ну что же друзья мои, можем идти дальше, но смотрите на нашем пути появились препятствия. Это сильный ветер повалил деревья и сломал ветви.

Спортивная «Дорожка препятствий»

(Мостик, скакалка, дуги и т.д.)

Воспитатель: Вот наше путешествие по птичьему лесу заканчивается. Но я предлагаю позаботиться о наших новых друзьях, а именно, мы изготовим кормушки и вкусности - бублики из различных круп, чтобы с наступлением холодов нашим новым пернатым друзьям было что поесть.

Практическая работа «Подарки для птиц»

(Ребята заканчивают начатую работу по изготовлению кормушек, а девочки в бублики из теста вставляют различные зернышки).

Воспитатель: Дорогие наши птички вот наши подарки для всех птичек вашего леса. Возьмите их, пожалуйста. А нам с малышами пора отправляться обратно домой. До свидания.

Статьи по теме