Порядок отражения расходов на содержание складских помещений. Разногласия по определению заготовительно-складских расходов на оборудование

МДС 81-35.2004

4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

МДС 81-2.99

3.3.1. Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
-отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
-наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
-таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
-стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе -единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4.04-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

По строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;

По металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;

По оборудованию — 1,2 %.

МДС 81-36.2004

1.7. В ФЕР учтены:
— сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции — по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· заработная плата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

· определение оптимального числа ступеней складирования;

· определение оптимального числа складов на каждой ступени;

· установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

· нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

3. годовые расходы на межскладские перемещения;

4. денежные расходы, списываемые на издержки;

5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Затраты на транспортировку

Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

6. оплата страхования груза при доставке;



7. оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

· снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

· снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

· уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

· повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают в себя:

· оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

· сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);



· оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

· затраты на содержание собственного транспорта.

К затратам по отправке продукции относятся:

· расходы по оборудованию транспортных средств;

· издержки по переадресовке грузов;

· сборы транспортных организаций;

· расходы по оплате счетов сторонних организаций;

· расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

1. на погрузку- разгрузку;

2. транспортирование;

3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

5. складское хранение груза;

6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

1. сырье и материалы;

2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная заработная плата производственных рабочих;

6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).

Складские издержки - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса.

Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:

  • · 1. Содержание складских помещений:
    • - амортизация складских зданий;
    • - амортизация складского оборудования;
    • - затраты на профилактический ремонт;
    • - расходы на отопление, электроэнергию и воду;
    • - страхование зданий и земельный налог;
    • - арендная плата .
  • · 2. Затраты на обслуживающий персонал:
  • - зарплата складских рабочих и служащих;
  • - расходы на социальные нужды рабочих и служащих.
  • · 3. Затраты на транспортные средства:
    • - амортизация;
    • - расходы на топливо и энергию;
    • - расходы на профилактический и текущий ремонт;
    • - страхование и налоги на транспортные средства.
  • · 4. Убытки от хранения запасов:
  • - охрана складов и старение материалов;
  • - коррозия и другие потери;
  • - расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки);
  • - кражи;
  • - потери вследствие понижения цен;
  • - страхование запасов.

К основным статьям издержек по содержанию складов западные экономисты относят также потери процентов на капитал , которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием.

Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм, поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется с точки зрения поисков механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы.

  • 1) определение оптимального числа ступеней складирования;
  • 2) определение оптимального числа складов на каждой ступени;
  • 3) определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
  • 4) нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

  • 1) затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;
  • 2) расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;
  • 3) годовые расходы на межскладские перемещения;
  • 4) денежные расходы, списываемые на издержки;
  • 5) затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Рассчитываются следующие показатели эффективности использования складов:

  • 1) оптово-складской товарооборот - основной показатель, характеризующий работу склада за определенный период времени (месяц, квартал, год);
  • 2) грузооборот склада - количество товаров (в тоннах), поступивших на склад и отпущенных со склада за определенный период;
  • 3) удельный оптово-складской товарооборот - показывает оптово-складской товарооборот, приходящийся на 1 м2 полезной площади склада;
  • 4) коэффициент использования полезной площади склада - отношение площади, занятой под хранение товаров, к общей площади склада;
  • 5) пропускная способность склада - показывает, какое количество товаров можно переработать на складе за единицу времени;
  • 6) себестоимость переработки 1 т товара - отношение общей величины годовых эксплуатационных расходов к грузообороту склада. Общая величина годовых эксплуатационных расходов на заработную плату складских работников, расходы по хранению, приемке, отправке товаров, расходы по содержанию складских помещений и малоценного инвентаря, суммы товарных потерь и т. п.;
  • 7) производительность труда работников склада - определяется отношением годового грузооборота склада к среднесписочному числу работников на данный период времени;
  • 8) уровень механизации работ - определяется как отношение объема работ, выполненных при помощи машин, к общему объему работ;
  • 9) удельные капиталовложения - отношение единовременных капитальных затрат к грузообороту склада;
  • 10) срок окупаемости капиталовложений - отношение единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли;
  • 11) коэффициент эффективности использования капиталовложений - показывает, какая часть капиталовложений возмещается ежегодно за счет прибыли и рассчитывается как сумма прибыли за период к единовременным капиталовложениям.

Складские издержки определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

  • -определение оптимального числа ступеней складирования;
  • -определение оптимального числа складов на каждой ступени;
  • - определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
  • - нахождение рационального распределения мест поставки.

Затраты, необходимые для эксплуатации складов, включают в себя: затраты на планирование загрузки и работы персонала склада; расходы на ввод склада в эксплуатацию и на его апробацию; годовые расходы на межскладские перемещения; денежные расходы, списываемые на издержки; затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.

Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции - это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе. Данный показатель свидетельствует об эффективности технологического процесса, применяемого на складе.

Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Срок окупаемости склада - отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Анализ складских затрат на примере ООО "ОС "Аттолл-Фарм"

1. Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью "ОС "Атолл-Фарм" создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" .

Компания "ОС "Атолл-Фарм" образовалась еще в 1995 году. Свою деятельность компания осуществляет в соответствии с лицензией, выданной на право оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения. Компания имеет склад и сеть аптек.

Склад, расположенный по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица 8-го Марта дом 267, корпус А, кв. 208, занимает площадь 1500 кв. м, соответствующий требованиям нормативной документации.

Основной целью деятельности "ОС "Атолл-Фарм" является получение прибыли.

Организационная структура "ОС "Атолл-Фарм", представлена на рисунке 1.

Организационная структура компании "ОС "Атолл-Фарм" является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения - методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

Во главе компании находится директор, который осуществляет руководство и организацию рабочего процесса. Он выполняет основную роль структуры управления, под его руководством решаются все производственные процессы. Под его подчинением находятся все отделы и структуры.

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО "ОС "Атолл-Фарм"

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом "Об учетной политике на соответствующий финансовый год".

В процессе своей деятельности "ОС "Атолл-Фарм использует склад для хранения фармацевтических материалов, предназначенных для отпуска покупателям и заказчикам.

Дадим общую характеристику используемому в организации складу.

Склад в "ОС "Атолл-Фарм - это здание и сооружения и разные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступающих материалов, подготовке их потреблению и отпуску потребителю либо в производство. В складе организации всегда поддерживается определенная температура, влажность и условия, отвечающие требованиям хранения конкретных видов фармацевтических материалов.

В "ОС "Атолл-Фарм склад выполняет следующие основные функции:

временное размещение и хранение материалов;

преобразование материальных потоков;

обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

На рисунке 2 представлена принципиальная схема склада в "ОС "Атолл-Фарм".

Рисунок 2 - Принципиальная схема используемого в ООО "ОС "Атолл-Фарм" склада

Как видно из рисунка наиболее важным местом на складе является основная зона, где непосредственно хранятся все материалы. На участке разгрузки производится разгрузка доставляемых материалов по автомобильной дороге. А в зоне комплектования производится комплектование материалов для передачи покупателю.

Основные логистические операции, выполняемые с грузом (материалами) на складе организации отражены на рисунке 3.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 3 - Основные логистические операции, выполняемые с материалами на складе ООО "ОС "Атолл-Фарм"

Как видно, из рисунка, на участке разгрузки материалов организации происходит приемка и разгрузка с последующим перемещением материалов в зону хранения и отборки. По истечении срока хранения материалов на складе на участке комплектации они комплектуются и передаются на отправочную экспедицию с последующим поступлением на участок погрузки материалов.

На рисунке 4 отображена принципиальная схема складского технологического процесса в "ОС "Атолл-Фарм".

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 4 - Принципиальная схема складского технологического процесса ООО "ОС "Атолл-Фарм"

Как видно из рисунка, материалы на склад в "ОС "Атолл-Фарм" поступают автотранспортным видом средств. В Приложении А изображена схема движения документов на складе при отпуске товаров в производство или на сторону ООО "ОС "Атолл-Фарм".

Как видно из приложения А, основным структурными единицами, принимающими участие в этом процессе, являются покупатель, товаровед - реализатор, экономист по ценам, оператор, директор или главный бухгалтер, а также бухгалтер, зав. складом, зав. экспедицией, шофер. Все эти люди тесно взаимосвязаны между собой в процессе движения товаров на складе.

В обязанности покупателя входит составление заказа и непосредственно сам заказ партии товара на складе организации.

Товаровед-реализатор, как одно из основных звеньев сложной цепи движения товаров на складе организации, производит оформление заказа в виде счетов-фактур и работу непосредственно спокупателям по всем вопросам оформления документации.

В обязанности экономиста по ценам входит контроль за ценой отпускаемых товаров покупателю.

В обязанности оператора входит проверка правильности оформления и заполнения счета-фактуры на отгружаемый со склада организации товаров.

В обязанности главного бухгалтера входит подпись всех счетов-фактур.

Заведующий складом - одна из центральных фигур на складе. Он проводит отборку и проверку отобранных товаров на заказ для покупателя.

Бухгалтер осуществляет операции по оформлению расчетов с покупателями.

Зав. экспедицией осуществляет контрольные функции по комплектации материалов и выписке товарно-транспортных накладных.

Шофер осуществляет доставку товара и передачу счетов-фактур покупателю.

На рисунке 5 изображена схема движения документов на складе при приемке товаров на склад в ООО "ОС "Атолл-Фарм".

Как видно из рисунка, основными штатными единицами, задействованными в процессе приемки товаров на склад являются бухгалтер, товаровед, экономист по ценам и зав. складом.

Выполнение операций, связанных с поступлением материалов, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку материалов в зону приемки, расфасовку и приемку их по количеству и качеству.

Принятые материалы доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств материалов для них создают определенные условия хранения. Далее следуют операции, связанные с отпуском материалов; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка материалов к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке материалов покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка материалов); сдача материалов получателям.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 5 - Схема движения основных документов на складе при приемке и размещении товаров в ООО "ОС "Атолл-Фарм"

2. Анализ складских затрат в ООО "ОС "Атолл-Фарм"

Проведем анализ складских затрат в компании "ОС "Атолл-Фарм" за последние три года в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ складских затрат ООО "ОС "Атолл-Фарм" за 2013-2015 годы, тыс. руб.

Показатель

Темп прироста, %

6. Арендная плата

9. Амортизация

Убытки от хранения запасов

14. Коррозия и другие потери

18. Страхование запасов

Итого затрат

По данным таблицы видно, что складские затраты компании за 2013-2015 годы выросли на 90974,6 тысяч рублей или на 10,7%. В основном рост складских затрат обусловлен увеличением затрат на арендную плату складского помещения 9,0%, затрат на заработную плату складских рабочих и служащих 24%. За счет роста затрат на социальные нужды рабочих и служащих 43,2%, за счет увеличения затрат на страхование и налоги на транспортные средства 29,2%, за счет увеличения затрат на охрану склада и старения материалов 27,2%, засчет коррозии и других потерь на складе 25,4%. Заметим, что за анализируемый период произошло снижение величины краж на 63,6 %. По остальным статьям затрат наблюдается положительная динамика роста.

Рисунок 6 - Динамика складских затрат предприятия ООО "ОС "Атолл-Фарм" за 2013-2015 годы, тыс. руб.

По данным рисунка видно, что складские затраты компании за последние несколько лет существенно увеличились. Так, в 2013 году складские затраты выросли на 14668,4 тыс. руб. или на 1,7 %, то в 2014 году затраты увеличились на 76306,2 тыс. руб. или на 8,8%.

Таблица 2 - Структура складских затрат ООО "ОС "Атолл-Фарм" за 2013-2015 годы, тыс. руб.

Показатель

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

1. Амортизация складских зданий

2. Амортизация складского оборудования

3. Затраты на профилактический ремонт

4. Расходы на отопление, электроэнергию и воду

5. Страхование зданий и земельный налог

6. Арендная плата

Затраты на обслуживающий персонал

7. Заработная плата складских рабочих и служащих

8. Расходы на социальные нужды рабочих и служащих

Затраты на транспортные средства

9. Амортизация

10. Расходы на топливо и энергию

11. Расходы на профилактический и текущий ремонт

12. Страхование и налоги на транспортные средства

Убытки от хранения запасов

13. Охрана склада и старение материалов

14. Коррозия и другие потери

16. Расхождение в результатах инвентаризаций

17. Потери вследствие понижения цен

18. Страхование запасов

Итого затрат

По данным таблицы наибольшую долю в складских затратах компании за 2013-2015 годы занимают расходы на убытки от хранения, а именно коррозию и другие потери. Их величина в 2013 году составила 16,7%, в 2014 году - 17,7% и в 2015 году - 19,1%.

На втором месте находятся затраты на страхование и налоги на транспортные средства. Их доля в структуре транспортных затрат в 2013 году составила 10,4%, в 2014 году - 10,9%, в 2015 году - 12,2%.

На третьем месте затраты на страхование охрану склада и старение материалов. Их доля в 2013 году составила 8,7%, в 2014 году - 9,4%, в 2015 году - 10,0%. Наименьшую долю в затратах компании занимают расходы на амортизацию складских помещений, страхование запасов, потери вследствие понижения цен (0,0%).

По данным таблицы 3 отмечается изменения в структуре складских затрат компании "ОС "Атолл-Фарм" за анализируемый период:

рост доли затрат на страхование и налоги на ТС с 10,4 % до 12,2%;

увеличение доли расходов на охрану склада и старения материалов с 8,7 % до 10,0 %;

рост доли расходов убытки от хранения, а именно коррозию и других потерь 16,7 % до 19,1 %;

снижение доли расходов на отопление, электроэнергию и воду с 6,7% до 6,1%;

склад логистическая операция затрата

снижение доли расходов на страхование зданий и земельный налог с 13,4% до 12,3%;

снижение доли расходов на арендную плату складского помещения с 18,1% до 17,9%;

снижение доли расходов на кражи с 9,4% до 3,1%.

Остальные статьи складских затрат не превышают 1%.

Таким образом, за 2013-2015 годы отмечается рост складских расходов оптовой компании в основном обусловленный отсутствием рациональных технологий хранения товара в деятельности предприятия. Увеличение издержек лишает предприятие в возможности наращивания прибыли. Поэтому необходимым условием эффективности складской деятельности является разработка мер по сокращению складских затрат и оптимизации системы хранения компании "ОС "Атолл-Фарм".

Литература

1. Инженерная логистика. Логистически-ориентированное управление жизненным циклом продукции; Горячая Линия - Телеком - , 2011. - 644 c.

2. Логистика. Конспект лекций; Феникс - Москва, 2010. - 288 c.

3. Организация перевозок грузов; Академия - Москва, 2012. - 304 c.

4. Шпаргалка по логистике; Окей-книга - Москва, 2012. - 782 c.

5. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика; Питер - Москва, 2012. - 352 c.

6. Афанасенко И., Борисова В. Экономическая логистика; Питер - Москва, 2012. - 432 c.

7. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности; Академия - Москва, 2010. - 336 c.

8. Бродецкий Г.Л., Гусев Д.А., Елин Е.А. Управление рисками в логистике; Академия - Москва, 2010. - 192 c.

9. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс; Юрайт - Москва, 2011. - 832 c.

10. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Красткий курс лекций; Юрайт - Москва, 2014. - 208 c.

11. Дроздов П.А. Основы логистики в АПК; Издательство Гревцова - Москва, 2012. - 288 c.

12. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика; Форум, Инфра-М - Москва, 2008. - 384 c.

13. Канке А.А., Кошевая И.П. Основы логистики; КноРус - Москва, 2010. - 576 c.

14. Киреева Н.С. Складское хозяйство; Академия - Москва, 2009. - 192 c.

15. Кретов И.И., Садченко К.В. Логистика во внешнеторговой деятельности; Дело и Сервис - , 2011. - 272 c.

16. Левкин Г.Г. Логистика. Теория и практика; Феникс - Москва, 2009. - 224 c.

17. Миротин Л.Б., Бульба А.В., Демин В.А. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов; Феникс - Москва, 2009. - 416 c.

18. Некрасов А.Г., Миротин Л.Б., Меланич Е.В., Некрасова М.А. Управление цепями поставок в транспортном комплексе; Горячая Линия - Телеком - , 2012. - 262 c.

Приложение

Рисунок А - схема движения документов на складе при продаже и отпуске товаров со склада в ООО "ОС "Атолл-Фарм"

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Задачи и функции складской логистики. Классификация складских помещений. Общая характеристика организации складского хозяйства. Выбор складской программы. Автоматизация склада с помощью программы "ИП: Торговый склад Проф". Обзор рынка складских программ.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Маркетинговая политика и бизнес-процессы в системе движения товара на складе. Эффективность управления процессами и запасами, снижение затрат при планировании закупок. Оптимизация использования складских площадей, повышение точности, оперативности учета.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Характеристика логистических издержек, направленных на грузопереработку. Выбор оптимального варианта складской подсистемы для предприятия "Пионер". Перечень услуг склада ООО "Логопарк Интер" и тарифы на них. Планирование закупок и реализации продукции.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2016

    Склады: определение, виды, функции, проблемы. Логистический процесс: цели и система складирования и складской переработки продукции как основа рентабельности работы склада; критерии оценки эффективности системы, минимизация времени и материальных затрат.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2011

    Классификация и функции складов. Логистический процесс складского хозяйства. Анализ логистической системы складирования на примере предприятия ООО "Верда-НН". Мероприятия по совершенствованию логистического подхода по транспортировке и хранению дверей.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2016

    Основные зоны складов и их характеристики. Основы технологии складских операций на предприятии оптовой торговли "Lincoln Electric", принципиальная схема технологической переработки товаров. Улучшение логистического обслуживания на предприятиях.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Сущность логистического процесса на складе, основные задачи и особенности формирования складской сети. Маркетинговая характеристика и анализ логистического управления в компании. Разработка рекомендаций по оптимизации складских систем на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Основные понятия и процессы логистики, ее структура и назначение на предприятии. Исследование технологического процесса на складе. Главные логистические операции, выполняемые с грузом на складе. Расчет величины суммарного материального потока на складе.

    лабораторная работа , добавлен 07.04.2010

    Понятие склада, его функции и классификация. Роль складов в логистике и их краткая характеристика. Расчет складских мощностей организации. Характеристика основных складских операций. Контроль над складскими операциями. Содержание собственного склада.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2013

    Организация рационального товароснабжения розничной торговой сети. Роль складов в системе товародвижения, их классификация. Технологический процесс на складе. Характеристика системы управления складом. Основные пути совершенствования складских работ.

"Финансовая газета", 2011, N 38

Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов. При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.

В настоящее время логистику как хозяйственную деятельность разделяют на следующие группы: управление технологическими процессами, управление запасами, управление заказами, организация внутрипроизводственного складского хозяйства, организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта, поддержание стандартов качества и логистического сервиса, транспортировка, планирование каналов распределения и т.д.

перевозка на магистральном транспорте - 28 - 40%;

складские, перегрузочные операции и хранение грузов - 25 - 46%;

упаковка - 15 - 25%;

затраты на управление - 5 - 15%;

прочие (включая обработку заказов) - 5 - 17%.

Содержание складских помещений и заработная плата складского персонала

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.

В п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, сказано: "Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников".

В свою очередь, транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета: во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 "Материалы").

Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 "Основное производство").

Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержание складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей (п. 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Указанное правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи. Учет затрат ведут на счете 44.

Из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):

на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;

на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;

комиссионные и прочие посреднические сборы (в том числе уплачиваемые сбытовым организациям);

на представительские расходы.

Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи: во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены; во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца (выбранный вариант закрепляют в учетной политике).

Что делать, если организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары?

В этом случае затраты следует распределять. Как мы уже указывали, затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров - на счете 44.

Приобретение товаров и материалов у поставщика оформляется товаросопроводительными документами. К ним, в частности, относятся товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), транспортная накладная по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, составляется в день поступления ценностей на склад). Можно также проставить штамп, содержащий все реквизиты, предусмотренные для приходного ордера, на документе поставщика. Дело в том, что такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Таким образом, в случае отсутствия товаросопроводительных документов у предприятия возможны проблемы с подтверждением факта приобретения материалов и, следовательно, факта обоснованности расходов на их приобретение.

Транспортировка материалов

Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) по материалам в данном случае включают расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и др.

Примерная номенклатура ТЗР представлена в Приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов.

Во-первых, можно включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов:

Дебет 10, Кредит 60 (76, 23, 26...) - отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Во-вторых, можно обособленно учитывать транспортировку на счете 10:

Дебет 10, субсчет "Транспортно-заготовительные расходы", Кредит 60 (76, 23, 26...) - учтены ТЗР.

В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (с последующим отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"):

Дебет 15, Кредит 60 (76) - учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР.

В п. 87 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов представлен порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Рассчитывается данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% x [(Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде) / (Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах))].

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде, равна:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов x Учетная стоимость израсходованных материалов.

Для снижения трудоемкости при учете транспортировки материалов существуют методы упрощенного учета ТЗР (перечислены в п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов):

"Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:

при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета "Основное производство", "Вспомогательные производства" и на увеличение стоимости проданных материалов;

удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);

в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом, если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов".

Транспортировка товаров

Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Каким образом включать данные затраты в расходы?

Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории.

Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя учитывают либо на счете 41 "Товары" (включают в стоимость товаров), либо на счете 44.

Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации - покупателя другим организациям или гражданам-потребителям учитывают на счете 44.

На счете 44 транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90 "Продажи". Списать их можно двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.

В ст. 320 НК РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат, установленному ст. 320 НК РФ, который заключается (аналогично методу распределения материалов, рассмотренному нами ранее) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Пример. ООО "Ромашка" занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня - 56 000 руб.

В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).

Остаток товаров на 31 июля - 86 000 руб. (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.

За июль оборот по дебету счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", составит 16 000 руб.

Согласно учетной политике в бухгалтерском учете ООО "Ромашка" транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые представлены в ст. 320 НК РФ.

Распределение транспортных расходов за июль:

остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41, субсчет "Товары на складах") - 56 000 руб.;

поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41, субсчет "Товары на складах") - 120 000 руб.;

продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41, субсчет "Товары на складах") - 90 000 руб.;

остаток товара на конец месяца (56 000 руб. + 120 000 руб. - 90 000 руб.);

остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 7000 руб.;

учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров") - 16 000 руб.;

сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, - 11 238,64 руб. (86 000 руб. x ((7000 руб. + 16 000 руб.) : (90 000 руб. + 86 000 руб.)) x 100% = 86 000 руб. x 13,0682%);

сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию, равна 11 761,36 руб. (7000 руб. + 16 000 руб. - 11 238,64 руб.).

После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана запись:

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 44, субсчет "Транспортные расходы при покупке товаров", - 11 761,36 руб. - списаны транспортные расходы за июль.

О.Ильюшина

Налоговый эксперт

Статьи по теме