Проект по опытно-исследовательской деятельности детей в средней группе « Мы маленькие исследователи» проект (средняя группа) на тему. Педагогический проект «Юные исследователи " Печальное, грустное "

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Этапы реализации проекта:

I этап –установочный (сентябрь)

Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

Анкетирование родителей;

Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (сентябрь)

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

Составление плана работы над проектом.

Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

Разработка игр, конспектов занятий с элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (октябрь – май)

Тема

месяца

Организованная образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с

родителями

Песок Цель: Познакомить детей с особенностями песка

Занятие «Путешествие к Песочной фее» Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок».

Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы».

Опыт 1. «Легко ли сыплется песок?»

Опыт 2. «Из чего состоит песок?

Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины?

Опыт 4. «Куда исчезла вода?»

Опыт 5. «Лепим из влажного песка»

Опыт 6. «Пропускаем воду через песок»

Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».

Конкурс на лучшую постройку из песка.

Рисование палочкой на песке.

Создание «песчаных картин».

Эксперименты:

«Песчаные бури», «Норка для мышки»,

«Следы на песке».

Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

Волшебница Вода

Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Занятие «Ходят капельки по кругу»

Занятие «Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»;

Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»

Опыт №2 «Прозрачная вода».

Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».

Опыт №4 «У воды нет формы»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».

Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.

Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода»

Эксперименты «Цветочек распускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. Опыты с водой, льдом

П/и «Ручеек», «Мы–капельки

Подборка с детьми стихотворения и загадок о явлениях природы, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).

Изготовление книжек-малышек о воде.

Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой».

Снег и лед – это тоже вода.

Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.

Занятие по рисованию)

«Зимние забавы»

Исследовательская

деятельность

Опыт№1 «Замораживание воды» Опыт №2 «Таяние снега»

Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее»

Опыт №4 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Наблюдение за падающими снежинками.

Рассматривание альбома «Зима».

Лепка «Снеговик» (из снега)

Рассматривание снежинок через лупу.

Игра «Пройди по следам на снегу»

Сооружение построек из снега.

Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для у крашения деревьев на групповом участке.

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

«Воздух

вокруг нас»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»

Исследовательская деятельность

Опыт№1 «Воздух невидимка»

Опыт №2 «Чем мы дышим»

Опыт №3 «Что легче: воздух или вода?»

Опыт №4 «Как поймать воздух?»

Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»

Опыт№6 «Загадочные пузырьки»

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».

Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

Рисование «Нарисуй ветер»

Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».

«Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Как рождается ветер»

Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»

Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»

Наблюдение за флюгером на участке.

П/и «Попади в обруч»

(с бумажными самолетиками)

Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух».

Изготовление с детьми вертушек и вееров.

«Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

Занятие «Удивительная почва»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Опыт №2 «Сжимание почвы»

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»

Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.

Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

IV этап – обобщающий

Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

Обобщение результатов инновационной деятельности.


Малыши проявляют неподдельный интерес к открытиям, изучению и познанию окружающего мира. Зная это, опираясь на рекомендации программы «От рождения до школы» педагог в конце лета планирует неделю, когда создаёт все условия для расширения и закрепления знаний детей о предметах и материалах, из которых они сделаны, природных явлениях и методах изучения окружающего мира. Такая работа позволяет сформировать и поддержать устойчивый интерес к познанию и экспериментированию. Описание экспериментов, рассказы и стихи о красках, дидактические игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Юные исследователи».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы , упражнения на формирование КГН. Педагог знакомит детей с людьми , организует этюды на развитие доброжелательных отношений в коллективе.

Познавательное развитие

Помимо экспериментальной деятельности, взрослый предлагает детям игры на классификацию животных и растений, развивающие упражнения типа «Четвёртый лишний», «Зашумлённые изображения», что положительно влияет на познавательное развитие дошкольников.

Речевое развитие

Воспитатель подводит детей к пониманию механизмов речи, побуждает детей выполнять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Речевому развитию также способствуют игры «Скажи правильно», «Назови одним словом» и другие.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог знакомит детей со способами раскрашивания камней, предлагает к рассматриванию коллекцию бумаги. Дети играют с тряпичными куклами и рисуют по дощечкам, залитым пеной для бритья. Всё это способствует формированию креативности и художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Физическое развитие

Продолжая работу по физическому развитию детей педагог беседует о необходимости соблюдения режима дня и занятий физической культуры, предлагает разнообразные игры на формирование навыков метания, прыжков в длину и в высоту, а так же укрепление защитных сил организма.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Расскажем Крошу, как вести себя за столом». Цель: формировать навыки культурного поведения во время еды. Беседа «Для чего человек изучает окружающий мир». Цель: поддержать познавательный интерес детей к окружающему миру. Игра «Волшебный мешочек». Цель: определить из какого материала сделан предмет, обогащать словарь прилагательными. Рассматривание коллекции бумаги. Цель: вспомнить о свойствах бумаги и возможностях её использования. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: развивать физические качества.
Про-
гулка
Рассматривание альбома «Моя семья». Цель: укреплять семейные связи. Упражнение «Так бывает или нет». Цель: учить замечать небылицы, развивать логическое мышление. Беседа по картине «Летние забавы». Цель: учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. Раскрашивание камней. Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность. П.и. «Пустое место». Цель: закрепить правила игры.
ОД
2 п.д. Беседа «В песочнице». Цель: напомнить детям правила работы и игр с песком. Экспериментальная деятельность «Мыло-фокусник». Цель: познакомить детей со свойствами и назначением мыла, развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. Чтение стихотворения Найденова В. «Эксперимент». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Самолётик». Цель: научить детей складывать самолётик, вспомнить некоторые свойства воздуха. Беседы по сюжетным картинкам. Цель: формировать представления о необходимости физкультуры.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Лото «Кому что надо для работы». Цель: вспомнить правила игры. Игра «Лес, луг, сад». Цель: закрепить умение классифицировать растения и животных. Проговаривание чистоговорок и стихов на закрепление правильного произношения по выбору воспитателя. Цель: формировать ЗКР. Рисование на дощечках, залитых пеной для бритья. Цель: развивать тактильные ощущения и фантазию. П.и. «Раз, два, три, к дереву беги». Цель: вспомнить названия цветов, кустарников и деревьев на участке.
Про-
гулка
Труд на клумбе. Цель: выяснить, почему растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить. Самостоятельное изготовление мыльных пузырей. Цель: показать детям возможности использования мыльных растворов, вспомнить о безопасности. Составление рассказов о лете по мнемотаблицам. Цель: способствовать развитию связной речи. Внесение атрибутов в уголок ряжения. Цель: создать условия для творческих игр. П.и. «Лошадки». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры, развивать навыки бега в среднем темпе. П.и. «Кому катить мячик». Цель: упражнять детей в прокатывании мяча.
ОД

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте "Маленький исследователь на даче" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Заинтересоватьдетей наблюдать за жизнью культурных растений

Задачи:

  • Расширять представление об овощах, ягодах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране.
  • Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах(в нашем случае об овощах, ягодах)
  • Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) .
  • Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Продолжительность проекта: апрель – август.

Участники проекта:

  • Дети группы «Радость»
  • Родители
  • Воспитатель группы - Григорьева Татьяна Николаевна

Предполагаемые результаты:

1. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов:

«Овощи, полезные всем» - Миша Чердаков.

«Полезные овощи» - Даниил Колотов.

«Дыня - это овощ, или фрукт» - Ангелина Николаева.

«Синьор Помидор» - Аня Кольченко.

«Ягода - малина» - Игорь Коростылев.

2. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму.

3. Составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы.

4. Подобрать интересный познавательный материал по своему проекту

Перечень форм и методов реализации проекта

  • Игры – путешествия.
  • Наблюдение на огороде «Наши растения».
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно - ролевые игры.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный).

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный (презентация).

1. Апрель – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.

2. Май – наблюдение за пробуждением земли. Формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода. Наблюдение за ростом семянв грунте.

3. Июнь – высадка рассады помидор в грунт: практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ родителей о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая огурцов, ягод.

4. Июль – прополка, уход за растениями огорода; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми, прилетающими в огород.

5. Август – наблюдение за созреванием ягод - малины. Сбор урожая помидор, дыни, тыквы. Закреплениезнаний, полученных детьмив ходеработы по проекту.

В ходе проекта.

Работа с детьми:
Проведение дидактических игр: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «С какой ветки ягодки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху».

Словесные игры «Скажи ласково», «Объясни словечко», «Какой сок из...»
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Заучивание стихов об овощах - Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка» Совместная работа детей и родителей:
Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок, проведение викторины «Овощи, полезные всем!».

Наблюдение в огороде за ростом растения, зарисовка этапов роста растений в альбоме наблюдений.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом томатов).

Опыт с помидорами - «пасынкование».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на даче». Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Консультации «Что за полезные овощи!»
Фоторепортаж «Дыня - это овощ, или фрукт»; «Овощи полезны всем»; «Синьор Помидор»; «Полезные овощи»; «Ягода - малина».

Участие в презентации проекта, дегустация овощных блюд (салаты, соки, варенье) . Вручение дипломов.

Работа воспитателя

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовительный этап

  • Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

  • Рассказ медсестры на тему «Витамины и здоровье»

Цель: Познакомить детей с пользой витамин для здоровья детей.

  • Дидактическая игра «Что, где растет?»

Цель: Научитьклассифицировать растения по месту их произрастания.

  • Чтение художественной литературы

Цель: Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Н. Носов «Огурцы», «Огородники».

В. Сутеева «Мешок яблок».

Ю. Тувим «Овощи».

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла»

  • Загадки об овощах.

Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.

Исследовательский этап

  • Наблюдение за ростом растений на огороде Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений .
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.

Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

  • Подвижная игра «Садоводы»

Цель: Закрепить представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

  • Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Цель:Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Презентация проекта «Витамины и здоровье»

Цель : Формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, что вы делаете для того, чтобы поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?

А что такое витамины и минеральные вещества?

Кто думает иначе? Правильно, витамины – это такие вещества, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Первоисточниками витаминов обычно служат растения.

Расскажите, ребята, какие вы знаете витамины и для чего они нужны.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях ваши мамы. Вместе с ними с ранней весны наши ребята вырастили урожай, богатый витаминами.

Выступление родителей и детей.

1. «Овощи, полезные всем» - Ирина Евгеньева и Миша Чердаков рассказали о полезных свойствах огурцов.

2. «Синьор Помидор» - Аня Кольченко и Екатерина Владимировна показали, какой урожай томатов собрали на садовом участке, и рассказали сказку «Почему помидор красный?»

Игра «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец.(Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

3. «Дыня - это овощ, или фрукт» - Наталья Владимировна и Ангелина Николаева угостили ребят вкусной и ароматной дыней.

4. «Полезные овощи» - Даниил Колотов и Елена Михайловна рассказали о том, как вырастили на грядке тыкву, и какие вкусные блюда можно приготовить.

5. «Ягода - малина» - Игорь Корастылёв и Екатерина Викторовна напомнили детям о полезных свойствах малины, а также приготовили малиновый морс.

Во второй части проекта родители приготовили овощную нарезку из помидор и огурцов, угостили ребят ароматной дыней и малиновым морсом. Из тыквы сделали замечательную поделку «Хозяйка урожая».

Участники проекта были награждены благодарностями за активную и творческую работу.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

Вид проекта : групповой (средняя группа)

ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.

с января по апрель).

Участники : дети средней группы, воспитатели, родители.

ЦЕЛЬ : Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;

- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Оршинский детский сад”.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»

Воспитатель:

Двинова Марина Евгеньевна

2016г.

Вид проекта : групповой (средняя группа)

ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).

Участники : дети средней группы, воспитатели, родители.

ЦЕЛЬ : Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;

- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Формулировка цели и определение задач.

Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Составление плана основного этапа проекта.

Создание картотеки опытов и экспериментов.

Планирование и организация деятельности детей. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов и приемов работы.

Основной этап.

Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с детьми (в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности).

Привлечение родителей к участию в совместной опытно – экспериментальной деятельности.

Заключительный этап.

Обмен опытом на сайтах.

Самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность детей.

План реализации проекта

Организация развивающей предметно – пространственной

среды для реализации проекта.

Тема : « Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем »

Центры развития

Материал,

подготовленный педагогом

Материал,

подготовленный родителями

Центр книги

Энциклопедии «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких».

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Образцы разных материалов: пластик, резина, стекло, металл.

Разные виды бумаги: тонкая, плотная, одноцветная, цветная, туалетная, обёрточная, копировальная.

Различные крупы, перья, опилки, трубочки, веера.

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Образцы бумаги и ткани разных видов, нитки, фантики, значки, вентиляторы.

Центр сюжетных игр

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (мензурки), пипетки,

сито, шприцы, весы.

Непромокаемые передники, медицинские шапочки, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Внести дидактические игры:

«Что из чего сделано?», «Найди пару».

Тематическое планирование деятельности детей.

Деятельность

Название

Программные задачи

Коммуникативная деятельность +продуктивная деятельность

«Ёлочка»

Закрепить навык рисования дерева (ель), учить детей получать из двух основных цветов (синего и жёлтого)- дополнительный (зелёный) путём смешивания краски; развивать воображение, творчество.

Опытно – экспериментальная деятельность

(совместная деятельность воспитателя с детьми)

«Волшебное стёклышко»

«Замораживание и размораживание цветных льдинок»

«Испытание магнита»

«Тень от предметов»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.

Закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.

Познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.

Познакомить с образованием тени от предметов.

Самостоятельная деятельность

«Посадка лука»

«Волшебные мыльные пузыри».

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

На прогулке

«Волшебное сито»

«Здравствуй, солнечный зайчик»

«Волшебные мыльные пузыри».

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку .

НОД по познавательному

Развитию

«В мире стекла».

Познакомить детей со свойствами стекла, развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.

НОД по познавательному развитию

«Волшебница – вода»

Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности.

Консультации для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Опыты в домашних условиях»

Повышение компетентности родителей по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Проведение родителями опытов с детьми в свободной деятельности

«Волшебный магнит»

«Вред газированной воды»

Игры для детей

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»:- Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают.

Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Ёлочка»

2. Лепка из солёного теста: «Тарелка»

Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Что мы знаем о стекле и пластмассе».

Чтение художественной литературы:

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский (ткань), «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня..» А. Барто (резина).

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи».

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Волшебное стёклышко», «Замораживание и размораживание цветных льдинок», «Посадка лука», «Волшебное сито» , «Здравствуй, солнечный зайчик», «Тень от предметов», «Волшебные мыльные пузыри».

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Для детей:

Дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

Делать выводы, подводить итог;

Исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Для родителей:

  1. Родители будут принимать участие в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Заинтересованность родителей в проведении опытов с детьми дома.

Литература:

1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

Результативность проекта:

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную активность, исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, делать определенные умозаключения и выводы);

Повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);

Знания детей о неживой природе;

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Приложение 1

"Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности для детей средней группы".

Сентябрь.

1. «Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка. (Сухой песок можно просеять, а из мокрого - делать куличи, песок пропускает воду).

2. «Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении.

3. «Игры с веерами и султанчиками» . Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер.

4. «Зачем нужны весы? ». Задачи: познакомить детей, что предметы имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет и от размера этого предмета.

Октябрь.

1. «Волшебное стёклышко». Задачи: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.

2. «Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами бумаги, какие волшебные самолетики, бумажные гармошки, лягушки-попрыгушки и др. поделки, которые можно сделать из бумаги.

3. «Как обнаружить воздух в помещении? » Задачи: продолжать знакомить со свойствами воздуха.

4. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» . Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ноябрь.

1. «Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины (можно сжимать, разжимать, растягивать) .

2. «Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами дерева.

3. «Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.

4. «Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные знания о свойствах бумаги, дерева, резины.

Декабрь.

1. «Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед.

2. «Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.

3. «Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в тепле.

4. «Замораживание и размораживание цветных льдинок». Задачи: закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.

Январь.

1.«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить знания, полученные ранее.

2. «Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла: прозрачность, хрупкость.

2. «Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, видами ее и структурой.

3. «Магазин игрушек». Задачи: закрепить, полученные знания о веществах.

Февраль.

1. «Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от предметов.

2. «Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.

3. «Вещество. Металлы». Задачи: познакомить со свойствами металла и как они притягиваются магнитом.

4. «Посадка лука». Задачи: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

Март.

1. «Посадим горох». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.

2. «Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды (прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в которой она налита.

3. «Как влияет весеннее тепло на растения? ». Задачи: наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветках весной. Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.

4. «Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.

Апрель.

1.«Почему цветы весной расцветают? » Задачи: помочь установить зависимость растений от температуры и поступаемой влаги.

2. «Волшебные мыльные пузыри». Задачи: познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

3. «Здравствуй, солнечный зайчик». Задачи: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

4. «Что выделяют растения? ». Задачи: познакомить детей с тем, что растения выделяют кислород.

Май.

1. «Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным термометром.

2. «Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.

3. «Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.

Приложение 2

Беседа: "Узнай всё о себе воздушный шарик".

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования.

2. Закреплять знания о предметах, сделанных из резины.

Ход беседы:

В гости к детям прилетел воздушный шарик.

Шарик: - Здравствуйте дети я воздушный шарик. Прилетел я сегодня к вам в гости, потому что ничего о себе не знаю. Помогите, мне, ребята. Расскажите, почему меня называют воздушным шариком?

Воспитатель: Ребята, поможем шарику? А чем мы можем ему помочь? (ответы детей)

Шарик: - Кто нибудь знает, почему меня называют воздушным? (ответы детей: тебя называют воздушным, потому что ты летаешь по воздуху, потому что тебя надувают воздухом.)

А из чего меня сделали?- Тебя сделали из резины.

Какие свойства резины вы знаете? Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины нам нужно провести некоторые опыты, так что мы сегодня открываем нашу мини лабораторию, занимаем все свои места и к делу.

Опыт №1

Определить шарик на ощупь, погладить шарик, помять в кулачке.

Вывод: резина мягкая и гладкая.

Опыт №2

Теперь давайте попробуем шарик растянуть.

Вывод шарик тянется, значит, резина эластичная.

Опыт№3

В воду по очереди опускают бумагу, материал, резину.

Вывод: бумага намокает, рвётся; материал намокает, не рвётся даже если сильно потянуть; резина намокает, но если вытереть салфеткой становится сухой, резина не впитывает воду.

Опыт№4 с резиновой перчаткой: дети надевают перчатку на руку и опускают в воду.

Вывод: перчатка намокает, а рука остаётся сухой, потому что резина не пропускает воду.

Рефлексия: - Ребята к нам сегодня прилетел шарик, о чём он хотел узнать? Что мы делали, что бы узнать свойства резины? О каких свойствах резины вы узнали и рассказали шарику? Как можно играть с шариком?

Шарик предлагает детям поиграть с ним.

Правила игры: дети встают в круг и передают шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, ребёнок с шариком в руках называет предмет, сделанный из резины.

Приложение 3

«Опыты со светом».

Задачи:

Дать понятие о возникновении света и тени.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.

Ход опыта.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота?
(ответы детей)

Воспитатель: - Что даёт нам солнце? (свет, тепло)

А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)

Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)

А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)

Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
- Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
- На что похож свет от фонариков?

А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
- А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
- Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.

Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

Когда светло фонарики можно выключить.

Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами).
- Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки).

Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
- Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)

Давайте попробуем, что получится (свет не проникает) - А почему?

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Через какие предметы свет проходит?

А через какие предметы свет не проходит?

Продолжим наш путь (на пути настольная лампа и свеча)
- Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)

Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
- Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
- А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
- А как включить свечу? (её надо зажечь)

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

Что же светит ярче?

Продолжаем наше путешествие - А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
- А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
- Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.

Опыт: «Волшебное сито»

Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Материалы: различные сита, миска, манка и пшено.

Воспитатель:

Кто-то там бредет тихонько?

Ой, да это кот

Что у бабушки живет,

Ох, и грустный он идет.

Котик плачет, спотыкается

Тихо к нам приближается.

Котик, что у тебя случилось?

Котик:

Ох, ребятушки, беда –

Прыгал я сейчас по полкам

Уронил манку и пшёнку.

Что мне делать? Как мне быть?

Воспитатель: «Этой мы сейчас исправим. У нас есть один волшебный предмет, который нам поможет. Догадайтесь, что это? »

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно всё в дырках.

Дети: «Сито».

Котик: «Да я такую, маленькую, кругленькую у бабушки видел! А у вас это сито есть? »

Дети: «В нашей лаборатории сито есть».

Дети достают сито и с помощью воспитателя показывают коту, как можно отсеять манку от пшена.

Воспитатель высыпает манку, перемешанную с пшеном в сито и дети тихонько просеивают манку в миску.

Воспитатель: «Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску? »

Ответы детей.

Котик рассматривает очищенную муку и радуется, благодарит за помощь.

Котик: «Ой, а почему пшено осталось в сите, а манка в миске? » Ответы детей.

Котик: «Все я понял, молодцы! Пойду ка я быстрей домой к бабушке. Приходите к нам в гости есть вкусную кашу ».

Опыт «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы.

Описание. Перед детьми разложены все предметы. Почемучка просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать! Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? Почемучка помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.

Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может - предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)

Опыт: «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

Опыт: «Здравствуй солнечный зайчик!»

Цель: познакомить детей с понятиями «солнечный луч» и «солнечный зайчик».

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о явлениях неживой природы,

Развивающие: речь, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес ко всему новому.

Материал и оборудование: зеркальца для каждого ребёнка и зеркало для воспитателя.

Ход опыта:

Воспитатель: Ребята, вы хотите «поймать» солнечных зайчиков?

Дети:- да! Хотим!

Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом.

Воспитатель раздаёт всем детям небольшие зеркальца и первой пробует поймать солнечного зайчика. Дети делают то же самое.

Воспитатель: - ребята, сейчас я вам расскажу, что такое солнечный зайчик. Солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Дети подумайте и скажите: почему мы говорим «зайчик»?

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель побуждает неактивных детей к обсуждению, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель: - он очень непоседлив, и всё время куда-то спешит, как настоящий зайчик.

Ребята, мы с вами познакомились с «комнатными» солнечными зайчиками. Сейчас мы пойдём на улицу и познакомимся там с «уличными» солнечными зайчиками.

Продолжение опыта на прогулке.

Воспитатель: - дети, давайте вспомним, что такое солнечный зайчик?

Дети: - это солнечный лучик!

Воспитатель: - а что такое – солнечные лучи? И откуда они к нам приходят?

Дети: - это дети Солнца! Они приходят к нам с неба!

Воспитатель:

Солнце нас греет, солнечные лучи тоже нас греют. Давайте посмотрим, будут ли нас греть солнечные зайчики. Попробуйте направить солнечных зайчиков себе на ладошки (воспитатель при необходимости помогает). Что вы чувствуете?

Дети: - тепло на ладошке!

Воспитатель: - правильно ребята, солнечные зайчики, как и Солнце, приносят нам тепло.

А сейчас давайте поиграем с нашими солнечными зайчиками.

Под весёлую музыку дети пускают и ловят солнечных зайчиков.


Проект «Маленькие исследователи»

Пустобаева Надежда

Александровна, воспитатель

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

4. «Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

5. «Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.

6. Интернет-ресурсы.

Материально-техническое:

Подборка консультативного материала для детей и родителей;

Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в «детскую лабораторию2. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

Для чего нам нужна лаборатория в группе?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители»

Работа с детьми

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Октябрь

Эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянчик”.

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”.

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Декабрь

Эксперимент “Воздух”.

Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Январь

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”.

Цель: выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

Февраль

Эксперимент “Испытание магнита”.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”.

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”.

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Март

Эксперимент “Волшебный шарик”.

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

Цель: познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Апрель

Эксперимент “Сила тяготения”.

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”.

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

Цель: познакомить с физическими понятиями: “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями

Октябрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Ноябрь

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь

Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.

Январь

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Февраль

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Статьи по теме