Урок географии 9 кл химическая промышленность. Презентация "химическая промышленность"

В современном мире ни одна отрасль тяжелой или легкой промышленности и сельского хозяйства не может нормально функционировать и развиваться без использования продуктов химической промышленности.

Химическая промышленность, использующая для переработки разнообразное минеральное сырье, в том числе нефть, работает по принципу глубокой обработки веществ химическими методами. Пластмассовые и пластиковые изделия, удобрения для сельского хозяйства, взрывчатые вещества для армии и МЧС, лекарственные препараты и множество других полезных и нужных вещей выпускается из продукции, произведенной на заводах химической промышленности.

Вначале 17 века произошел промышленный переворот, положивший начало бурному развитию этой отросли. Серная кислота, являющаяся первым продуктом химической отрасли производства, до наших дней выпускается в больших количествах во многих странах мира. Первопроходцами в этой области считаются Англия, Франция и Россия, хотя большое влияние на развитие научного потенциала в этой области науки внесли ученые Германии. В этой стране к началу 20 века было сосредоточена самая большая часть производств химической промышленности, что позволило стране уверенно вступить в Первую мировую войну. На сегодняшний день, мировыми лидерами в развитии химической промышленности, по праву, читаются США, Германия, Великобритания и конечно, динамично и бурно развивающий эту промышленность, Китай.

В наше время важными отраслями науки является, как органическая, так и неорганическая химия. Каждый год в этих сферах происходим множество научных открытий и промышленных переворотов. Особое внимание ученые всего мира уделяют работе в самых значимых направлениях:

  1. Создание лекарственных препаратов для лечения редких и тяжелых заболеваний.
  2. Разработка полимеров и пластмасс.
  3. Глубокая безотходная переработка нефти и нефтепродуктов.
  4. Создание более совершенных полупроводниковых веществ, позволяющих эффективно использовать имеющиеся резервы планеты.

В нашей стране на сегодняшний день динамично развиваются следующие направления химической промышленности:

1. Нефтехимия, развитие данной отрасли позволяет увеличивать долю экспорта в зарубежные страны продуктов нефтеперегонных заводов.

2. Производство удобрений для сельских и фермерских хозяйств.

3. Фармакологическая промышленность, самое востребованное и перспективное направление в современном мире и России.

Вариант 2

Химическая промышленность – это переработка сырья с использованием химических веществ (нефти, минералов). Именно производство данной промышленности дает возможность людям в быту использовать изделия из пластика, пластмассы, производство опасных веществ для других видов промышленности, удобрения для сельского хозяйства, новинки в фармацевтике.

Химическое производство началось в начале 17 в. Ранее тоже были попытки использовать химические вещества, но люди еще знали об этом совсем немного. Вначале изобрели серную кислоту, которая и сейчас имеет огромную популярность в производстве. Первые производство по изготовлении серной кислоты были открыты во Франции, Англии и России. Большую популярность и массовый выпуск был организован для кальцинированной соды. С ее использованием началось изготовление тканей и стекла. Свой вклад в развитие химической промышленности был внесен учеными Германии. Там проводилось много новых исследований и появилась перспектива изобретения химического оружия. Именно немцам удалось создать первый отравляющий газ.

Что же производит химическая промышленность? Это и производство лекарственных препаратов, продуктов переработки нефти, черного золото, которым так богаты недра России, создание новых сортов удобрений для сельского хозяйства, производство изделий из пластика и пластмассы. Ведь мы не можем себе представить свою современную жизнь без пластмассовых изделий в быту, на даче, в автостроении и пр. Для расширения и качественной работы химических предприятий в России готовят специалистов с высшим образованием во многих учебных заведениях страны. Продолжается исследовательская работа по созданию новых химических открытий, так необходимых на современной жизни. Очень важными составляющими химической промышленности уделяют в космической отрасли, где российские ученые совместными усилиями трудятся на благо нашей страны.

Химическая промышленность хорошо развита и в других странах. Крупными производителями химической продукции считаются США, Англия, Германия. Совместными усилиями в работе над созданиями новинок химического производства ученые ведущих стран делают свой вклад в развитие химической науки.

    Ядовитые растения - это группа растений, содержащих в себе вещества, которые могут быть опасны для людей и домашних животных В мире известно более 12 тысяч видов и распространены они повсеместно

    Любой из нас, когда-либо слышал словосочетание - «Великая Китайская Стена». Но почему люди, которые ни разу не посетили Китай знают об этом сооружении? А все потому, что эта стена является самым длинным сооружением

  • Наводнение - сообщение доклад (ОБЖ 5, 7 класс)

    Стихийные бедствия приносят массу разрушений, смертей и, порой, случаются неожиданно. Люди давно пытаются снизить риски ущерба из-за бедствий: строят сейсмоустойчивые дома от землетрясения

  • Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия

    Дуэль между камер-юнкером Александром Сергеевичем Пушкиным и французским офицером Жоржем Шарль Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года в перелеске около Комендантской дачи.

  • Владимир Мономах - сообщение доклад

    Удельный, а затем великий князь киевский, был последним крупным деятелем Древней Руси, пытавшимся остановить сползание в политическую раздробленность. Кроме того, он прославился своим литературным произведением, дошедшим до нашего времени.

Вопросы и задания

1. Составьте 3 вопроса к одноклассникам о факторах размещения химической промышленности.

1) Влияние какого дополнительного фактора размещения растет в последние годы?

2) Какие особенности химической промышленности ограничивают повсеместность ее размещения?

3) К районам добычи и переработки каких ресурсов тяготеет современная химическая промышленность?

3. Приведите конкретные примеры: 1) неблагоприятного влияния химической промышленности на окружающую среду; 2) использования химических технологий для борьбы с загрязнением окружающей среды. Какими источниками информации вы воспользовались?

1. Химическое загрязнение - один из старейших видов загрязнения окружающей среды, с которым сталкивался человек. Включает минеральные и органические вещества. Различают разрушаемые и стойкие химические загрязнители. Последние особо опасны, так как могут накапливаться в биосфере. Наличие стойких загрязнителей объясняется тем, что человек синтезировал новые вещества и даже классы веществ, которые ранее отсутствовали в биосфере, а следовательно, в природе отсутствуют естественные пути утилизации этих веществ. Примером чрезвычайно стойкого загрязнителя является инсектицид ДДТ: несмотря на то, что его не применяют уже несколько десятков лет, ДДТ обнаруживает в крови животных, обитающих в самых удаленных уголках земного шара, где этот ядохимикат никогда не применялся.

2. Путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды с помощью химии являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

Источники информации: Человек и среда его обитания. Хрестоматия. Под ред. Г.В.Лисичкина и Н.Н.Чернова. М., Мир, 2003

Интернет сайт http://genius-people.narod.ru/appl1.html

4. Какие предприятия химической промышленности есть в вашем субъекте Федерации? Какие факторы легли в основу их размещения?

Предприятия химической области Челябинской области ориентированы на производство лакокрасочных материалов, изделий из пластмассы, полимерных пленок. Ведущими предприятиями химической промышленности являются: ОАО «Челак» (Челябинский лакокрасочный завод); ФГУП «Копейский завод пластмасс»; ЗАО «Альфа-Пластик» (г. Челябинск); ОАО «Ашинский химический завод»; ЗАО «Поликом».

Химическая промышленность комбинируется на основе чёрной и цветной металлургии (Челябинск, Магнитогорск, Кыштым).

Экспортная деятельность в значительной степени определяет функционирование многих химических и нефтехимических компаний округа. В последние годы за рубеж поставляется около 50 % произведенных химикатов.

Данная разработка рассчитана на обучающихся девятых классов и предназначена для учителей географии, может быть интересна родителям и всеми, кого интересуют проблемы своей страны.

Химическая промышленность России

Цели урока:
Образовательная: изучить особенности химической промышленности, показать ее значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности.
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
Воспитательная: воспитать у учащихся умение работать в коллективе, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.
Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.
Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма проведения: комбинированный тип урока.
Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".

Ход урока

Деятельность учителя (Деятельность учащихся)
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним:
-На какие группы подразделяют цветные металлы?
-Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов?
-Где в Росси плавится основная часть алюминия?
-Назовите основные районы добычи золота в России?
III. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом, а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция). Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
-Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий)
- Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др.
-В Восточной Сибири.

Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль.
Модуль.
Шаг № 1.
-Дополните фразу:
" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."
"Ведущая среди них-_____________ промышленность."
"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."
Шаг № 2.
- Выявите три особенности химической промышленности.
Шаг № 3.
-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".
Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1. Горно-химическая.
2. Основная химия.
3. Химия органического синтеза.
Шаг № 4.
- Выпишите основные базы химической промышленности России.
- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:
Какое сырье имеет данная база?
Какие отрасли здесь представлены?
Какие проблемы имеет база?
(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).
Шаг № 5.
-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:
1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:
А) Урал;
Б) Урал и Восточная Сибирь;
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;
2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс;
3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:
А) серной кислоты;
Б) полимеров;
В) минеральных удобрений;
4. Более энерго- и водоемким является производство:
А)пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений;
5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:
А) Европейский Север и Центральная Россия;
Б) Центральная Россия и Поволжье;
В) Поволжье и Европейский Север;
IV. Домашнее задание.
Параграфы 28-29.

Скачать Конспект урока географии, 9 класс. Химическая промышленность России

Урок 33. Химическая промышленность

20.08.2014 10822 0

Цели: Изучить особенности химической промышленности. Показать ее значение в экономике России. Раскрыть особенности размещения химической промышленно­сти. Формировать умение составлять схему межотраслевых связей химической про­мышленности, анализировать карту химической промышленности.

Оборудование: Карта «Химическая промышленность», коллекция «Химическое сырье».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумы­вание вопроса 2 минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При непра­вильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку име­ет право сосед по парте.

Вопросы на карточках :

1. Почему в Липецке находится крупный центр черной металлургии? (Липецк нахо­дится в районе добычи железной руды КМА (Курская магнитная аномалия)).

2. Около города Череповца отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Одна­ко здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Поче­му? (Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна, комбинат построен на потоках руды и угля. При строительстве комбината у сырья или у топлива увеличилась бы стоимость металла, так как зарплата работников на Севере выше в 2-3 раза.)

3. Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производ­ство энергоемкое, поэтому размещается у источника дешевой энергии - Вол­гоградской ГЭС.)

4.Укажите основные цеха завода черной металлургии полного цикла. (Доменный - сталеплавильный - прокатный.)


5. Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)

6. Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее - Дудинка проложена же­лезная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации.)

7. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоемкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии. В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС.)

8.Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и из Ка­захстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна - Воркуты нет железной дороги.)

9.Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш - это центры какого производства? Назовите еще пример центра этой отрасли, расположенного в этой же металлургической базе. (Это центры медной промышленности примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к. это города Уральской металлургической базы.)

10. Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск - медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол - электрометаллургическое, у сырья; Реведа - медеплавильное, у сырья; Шелехов - алюминиевое, у ГЭС; Надвоицы - алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк - черная металлургия, у сырья.)

III.Изучение нового материала

-Химико-лесной комплекс состоит из двух крупных отраслей - химической и лесной (см. следующий урок). Объединяет эти отрасли в один комплекс то, что обе они используют природное (минеральное и растительное) сырье.

Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангард­ной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства.

Задание :

- Химическая промышленность отличается oi других отраслей рядом особенно­стей. Самостоятельно работая с текстом учебника (уч. Д., с. 144; уч. А., с. 146), выявите 3 особенности химической промышленности. (I. Химическая промыш­ленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позво­ляют экономить сырье и труд людей; 2. Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья; 3. Химическая промыиаен- ность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разно­образной продукции.)

После обсуждения результатов этого этапа работы учитель организует второй этап - определение факторов размещения предприятий и их географии.

Задание :

-Работая с текстом учебника (уч. А., с. 146-147, карта рис. 43; уч. Д., с. 145-148, рис. 47, табл. 33; карта атласа «Химическая промышленность»), заполните таблицу «Химическая промышленность»:


Основные базы химической промышленности России:

1. Северо-Европейская

2. Центральная

3. Урало-Поволжская

4. Сибирская.

Работая с картой, рис. 48, с. 149, уч. Д., и текстом учебника определите:

1. Какое сырье имеет данная база?

2. Какие отрасли здесь представлены?

3. Какие проблемы имеет база?

Необходимо выявить базы, богатые или бедные природными ресурсами; базы, имеющие крупные химические комплексы; наиболее перспективные базы, а также базы, имеющие экологические проблемы.

Работу можно дать на группу из 4 человек. Каждый ученик работает с одной хи­мической базой, а затем в группе обсуждаются результаты.

Домашнее задание

По уч. Д.: §28-29;

По уч. А.: §32, с. 146-148.

Опережающее задание

Подготовить сообщение о промышленных лесах России.

Статьи по теме