Восприятие времени и движения. Психология восприятия - презентация Классификация основных видов восприятия
























1 из 23

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Константность - независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Грегори Р. Мир остается стабилен, не смотря на то, что наши глаза двигаются.

№ слайда 5

№ слайда 6

Описание слайда:

Почему мир остается стабильным когда наши глаза двигаются? Согласно афферентной теории, сигналы движения, поступающие от сетчатки, тормозятся сигналами, идущими от глазных мышц (афферентными). Согласно эфферентной теории, сетчаточные сигналы движения тормозятся сигналами команды, управляющими самими движениями глаз, сигналами (эфферентными), которые в свою очередь, регулируются внутренней замкнутой системой мозга.

№ слайда 7

Описание слайда:

Предметность - объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо черным, либо белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или два профиля. Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Правила группировки частей в целостный образ: Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

№ слайда 11

Описание слайда:

Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Это свойство позволяет не только воспринимать предметы, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. См. Дж. Бруннер. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность.

№ слайда 12

Описание слайда:

Восприятие как процесс категоризации. Стадии процесса категоризации Первичная категоризация Поиск признаков Подтверждающая проверка Завершение проверки Восприятие есть процесс принятия решения, основанный на использовании отличительных признаков. Свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующей категории. Категории различаются по их готовности. Перцептивная готовность минимизирует неожиданность внешней среды и максимизирует успех в опознании объектов.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и формируются в течении жизни человека. Острота зрения у младенца достигает того же уровня, как у взрослого человека только к концу первого года жизни. С 4-ех месячного возраста ребенок различает цвета: синий, зеленый, желтый и красный, но предпочтение отдает синему и красному. Гибсон и Уок с помощью «зрительного обрыва» показали, что восприятие глубины у ребенка имеется уже с самого раннего детства. Константность восприятия только к 10 годам достигает уровня восприятия взрослого человека. У 2-3 летнего ребенка воспринимаемая величина уменьшается с удаленностью предметов.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Активное движение глаз эксперименты Хелда и Хейна на котятах: зрительная стимуляция сама по себе недостаточна для развития восприятия, необходимо активное движение; исследование движений глаз при зрительном восприятии: человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядом наиболее значимые элементы фигуры;

№ слайда 17

Описание слайда:

Восприятие в условиях сенсорного дефицита Наблюдения за восприятием космонавтов (в условиях невесомости). изменение восприятия положения собственного тела в пространстве; значительные ошибки в визуальной оценке расстояния; Повышение разрешающей способности зрения и слуха в условиях дефицита информации может быть объяснено не только повышением чувствительности, но и тем, что изменяется степень доступности различных гипотез из-за нарушения соотношения потока информации из центра и периферии в сторону центра. ? Иллюзии и галлюцинации.

№ слайда 22

Описание слайда:

Структурированность получаемой информации Человек живет в мире вещей и явлений, ограниченных в пространстве и во времени и находящихся между собой в определенных связях. Попав в условия, где в поле восприятия нет привычной расчленности и организованности, человек не может не только адекватно и длительно воспринимать такой окружающий мир, но и испытывает нарушения других психических функций. ? Привести примеры

№ слайда 23

Описание слайда:

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ощущение, чувственный опыт - психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний, внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

3 слайд

Описание слайда:

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

4 слайд

Описание слайда:

Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

5 слайд

Описание слайда:

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

6 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

7 слайд

Описание слайда:

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

8 слайд

Описание слайда:

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

9 слайд

Описание слайда:

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

10 слайд

Описание слайда:

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

11 слайд

Описание слайда:

Свойства восприятия: Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию оптико-пространственного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией.

Одной из причин такой неуспеваемости является недостаточная сформированность еще в дошкольном возрасте оптико-пространственных представлений, которая в младшем школьном возрасте проявляется в оптическ...

Творческая работа "Развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства"

Воздействие цвета на состояние ребёнка, восприятие цвета детьми....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...

Этот анализатор внутренних органов участвует в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Периферический отдел образован разнообразными интерорецепторами, диффузно расположенными во внутренних органах. Они называются висцерорецепторами. Проводниковый отдел включает несколько различных по функциональному значению нервов, которые иннервируют внутренние органы, блуждающие, чревные и внутренностные тазовые. Мозговой отдел располагается в моторной и премоторной области КГМ. В отличие от внешних анализаторов мозговой отдел интероцептивного анализатора имеет значительно меньше афферентных нейронов, воспринимающих нервные импульсы от рецепторов. Поэтому здоровый человек не ощущает работу внутренних органов. Это связано с тем, что афферентные импульсы, поступающие от интерорецепторов в мозговой отдел анализатора, не преобразуются в ощущения, то есть не доходят до порога нашего сознания. Однако при возбуждении некоторых висцерорецепторов, например рецепторов мочевого пузыря и прямой кишки в случае растяжения их стенок, возникают ощущения позыва на мочеиспускание и дефекацию. Висцерорецепторы участвуют в регуляции работы внутренних органов, осуществляют рефлекторные взаимодействия между ними.

«Познавательные процессы» - Память. Качества внимания. Восприятие. Эмоциональный интеллект. Вербальный интеллект. Основные качества мышления. Виды памяти. Произвольное и непроизвольное внимание. Мышление. Типы интеллекта. Виды внимания. Основные операции мышления. Процессы памяти. Основные формы рационального мышления. Качества интеллекта.

«Развитие воображения» - Агглютинация. Развитие воображения младших школьников. Развитие воссоздающего воображения. Сочинение загадок по алгоритму. Типизация – выделение существенного, повторяющегося. Игра «Путешествие по географической карте». Чтение чертежей. Схематизация – отдельные представления сливаются. Создание образа целого по его части, детали.

«Ощущение и восприятие» - Ощущение с мультисенсорным характером. Сенсорная адаптация. Классификация ощущений. Свойства образов восприятия. Последовательный образ. Виды образных явлений. Свойства ощущений. Общая психология. Далеко не все физические параметры стимулов могут ощущаться человеком. Схема (образ) тела – представление о собственном теле.

«Творческое воображение» - Воображение, игра и самосознание. Зигмунд Фрейд. Критика чистого разума. Разуму очень нравилось свое «одеяние». Paracelsus. 1775-1825: Политические революции в Америке и Франции. Архетипы. Образ как первый принцип. Платон и Аристотель. Типичный неподписанный средневековый потрет Христа. Творческое воображение.

«Восприятие в психологии» - Внушенные встречаются при алкогольном делирии. Суждение о способе запечатления. Чувство «сделанности». Психическая гипестезия. Классификация галлюцинаций по анализаторам. Переход в галлюцинации. Варианты галлюцинаций по содержанию. Проекция галлюцинаторного образа. Проприоцептивные ощущения. Расстройства восприятия при употреблении каннабиноидов.

«Ощущение» - Настроечная. Движения. Восприятие темпа и ритма. Функции. Свойства восприятий. Представления воображения. Состояние внутренних органов. Восприятие формы, объёмности и величины предметов. Основные внешние признаки предметов и явлений. В зависимости от степени организации. Качество. Объёмность. Свойства ощущений.

Всего в теме 10 презентаций

Статьи по теме