Авианосец «Адмирал Кузнецов. Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов»: чертеж, ТТХ, боевые походы Корабли из бумаги модель адмирал кузнецов

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе, спущен на воду в 1987 году. В 1990 году назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Начало. Предыстория

1945 год Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны. В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.

Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море

Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев. Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков, который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века «Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25. Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.

В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.

Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История и боевые походы ТАКР

20 января 1991 года Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов» приписан для несения службы в штат Северного флота. В этот день на борту корабля поднят военно-морской флаг СССР
Май 1991 года Атомный авианосец «Адмирал Кузнецов» зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
Декабрь 1991 года Крейсер «Кузнецов» отбыл в пункт прописки в поселок Видяево Мурманской области. Маршрут был произведен из Черного моря, обойдя вокруг Европы
1993 год Ознаменовался поступлением в состав авиационной группы корабля истребителей СУ-33
Декабрь 1994 — февраль 1995 год Проведение ремонтных работ главных котлов ТАКР «Кузнецов»
19 октября 1995 года При подготовке к полетам на борту «Адмирала Кузнецов» потерпел аварию вертолёт Ми-8. Во время рейда из-за сильных ветров летательный аппарат был опрокинут. Повреждений корабля не зафиксировано
23 декабря 1995 года Во главе отряда из двенадцати кораблей ТАКР (Тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море. На борту крейсера находилась авиагруппа в составе 15 самолётов Су-33, одного Су-25УТГ и 11 вертолётов Ка-27. Во время похода проверены заявленные ТТХ авианосца «Адмирал Кузнецов».

Пролив Гибралтар был пройден через 10 суток похода

7 января 1996 года Крейсер ТАВКР «Адмирал Кузнецов» встал на якорь у берегов Туниса. За время этой стоянки — продолжавшейся до 17 января — был совершён обмен визитами с флотом США, в ходе которых совершались посадки как российских вертолётов на американский авианосец, так и американских вертолётов на палубу «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова».

Кроме того, был проведён провоз российских пилотов на двухместных палубных самолётах США. В числе других иностранных гостей 7 января 1996 года борт крейсера посетил командующий 6-м флотом США адмирал Дональд Пиллинг

Август 2000 года Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал активное участие в крупных военных учениях, впоследствии включившись в операцию по спасению экипажа затонувшей подводной лодки К-141 «Курск». В результате этой трагедии был отменён второй поход на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года
С 2001 по 2004 год Крейсер находился на плановом среднем ремонте. Во время которого доработаны ТТХ «Адмирала Кузнецова»
27 сентября 2004 года В составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей в себя тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», атомную подводную лодку К-335 «Гепард» и суда обеспечения, авианосный крейсер вышел в Северную Атлантику.

Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника и тренировка корабельных лётчиков при проведении полётов с палубы. Во время этого похода также проводились лётно-конструкторские испытания многоцелевого палубного самолёта Су-27КУБ

18 октября 2004 года Во время похода произошла авария с учебным самолетом Су-25УТГ. При посадке, было, произведено была неправильна рассчитана траектория и произошло сильный удар шасси с посадочной палубой.

В результате сломалось одно из шасси самолета, самолет смог зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег

5 сентября 2005 года Крейсер-авианосец «Николай Кузнецов» во время похода в Северной Атлантике потерпел две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра.

Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик — подполковник Юрий Корнеев — успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе.

Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов.

Находясь в Средиземном море, российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» действовал совместно с флагманом «Пётр Великий».

За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов

15 ноября 2016 года Авиагруппа ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» начала боевые вылеты против ИГИЛ в Сирийской республике
6 января 2017 года Официально решено об уменьшении числа вооруженных сил России на территории Сирийской республики. Это означало и возвращение домой ТАКР «Адмирал Кузнецов».
8 февраля 2017 года Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» остановился на своем порете прописке — Североморска, завершив дальний боевой поход. Этот боевой поход длился около 4-х месяцев, пройдя около 18 тыс.морских миль.

Окончив боевой поход тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и ТАКР «Адмирал Кузнецов» сделали настоящий морской салют из 15 артиллерийских выстрелов


По данным Минобороны Российской Федерации во время несения боевой службы авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» совершила около 1200 вылетов, из них более 400 для выполнения боевого задания.

Имелись некоторые трудности с доставкой на корабль боевых запасов во время нахождения в открытом море.

вылетов совершила авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» во время несения боевой службы

Причина, в том, что обеспечение боеприпасами занимался корабль комплексного снабжения «Березина», но его списали и аналогов в составе ВМФ России не оказалось. Выполнение задачи по снабжению было поставлено плавкрану СПК-46150 — и задача была выполнена.

Проектирование и постройка

Проектирование

Командование министерство обороны утвердило план о начале строительства авианосных кораблей, которые могли бы принимать самолеты как вертикальным взлётом и посадкой, так и с традиционным.

В 1977 году задание по выполнению проектных работ было дано Невскому проектно-конструкторскому бюро.

1980 год. Закончены работы по подготовке эскизов будущего корабля. Для представления руководству работ было выполнено 10 проектов, в том числе и с атомным двигателем.

Пройдя все этапы, проект корабля и получил код «проект 11435».

Проект 11435 во многом отличался от кораблей ранних проектов, но к основным отличиям можно отнести:

  • Главный ракетный комплекс, по новому проекту, располагался внутри корабля;
  • Башенный корпус был построен с правой стороны с сильным выступом за обводы корабля.

Эти конструкторские решения дали возможность расширить площадь палубы, позволив тем самым осуществлять взлеты самолетов с традиционным методом взлета.

Май 1982 года. Проект 11435 согласован и утвержден в окончательном варианте.

Сентябрь 1982 года. Начало строительство первого авианосца на Черноморском судостроительном заводе № 444 в украинском городе Николаев.

Постройка и испытания

1 сентября 1982 года. На одном из стапелей Черноморского судостроительного завода произошла закладка будущего авианосца «Адмирал Кузнецов», получивший на тот момент название «Рига».

«Адмирал Кузнецов» был пятым по счету среди строящихся кораблей.

Именно при строительстве этого корабля была разработана и апробирована новая технология, суть которой заключался в том, что корпуса корабля изготавливались из крупных листовых блоков весом от 1200 до 1380 тонн.

26 ноября 1982 года. В этот день корабль был переименован, получив название «Леонид Брежнев», как дань и уважение после смерти генерального секретаря.


4 декабря 1985 года. В этот день корабль «Николай Кузнецов», в торжественной обстановке, спустили на воду.

8 сентября 1989 года . На авианосце круглосуточно стал нести дежурство экипаж, хотя и в неполном составе.

21 октября 1989 года. Авианосец «Тбилиси» (название на то время), готовый на 85% вышел в открытое море с целью определения готовности к лётно-конструкторским испытаниям: проводились испытательные полеты закрепленных за авианосцем кораблей, а также тестирование всех систем крейсера.


1 ноября 1989 года. В этот день состоялась первая посадка самолета на палубу крейсера. Самолет СУ-27К пилотировал летчик В. Г. Пугачев. Также 1 ноября произошел первый взлет самолета Миг-29К, пилотом был Т.О.Аубакиров. В связи с окончанием тестирования и контроля работ всех систем корабля в различных условиях он вернулся завод для достройки.

1 августа 1990 года. Крейсер приступил государственным испытаниям, которые длились около 5-ти месяцев. В результате государственных испытаний корабль проплыл более 16 тысяч морских миль, общее количество взлетов самолетов составляет около 450 раз.

25 декабря 1990 года. Объявлено о готовности авианосца к боевому дежурству в составе военно-морских сил и получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был передан от министерства промышленности министерству обороны.

Чертеж ТАКР «Адмирал Кузнецов»


Конструктивные особенности

Корпус

Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.


Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.

Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.


При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.

В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м 2 , что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).

Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.

Защита корпуса

Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.

Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.

Площадки для взлёта и посадки

Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:

  • комплекс аэрофинишеров;
  • уникальная система оптическая система посадки «Луна».

Площадки для традиционного взлета

Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».


Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)

Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.


Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки - дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.

Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.

«Надежда»

система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере

Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».

В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до — 180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см 2 и температура 470°С. Движители - 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Экипаж

Корабли, разработанные по проекту 11435 по плану должны быть оснащены составом:

  1. Всего экипаж - 1980 человек

В том числе:

  • офицеры – 520;
  • мичманы – 322;
  • матросы — 1138;
  1. Авиагруппа - 626 человек.

В итоге получается на корабле предполагается — 2606 человек. А если в походе крейсер является флагманом, то на корабле дополнительно будут расположены 55 человек (командиры и штаб).


Места для сна и отдыха экипажа являются довольно приемлемыми и удобными, чтобы провести длительные морские командировки.


Вооружение

Главный ударный комплекс

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» с 12-ю крылатыми ракетами в шахтах. Тяжёлые ракеты способны доставлять 750-кг боевую часть на расстояние до 550 км.


П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс на ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитное вооружение

  • 4х2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик». Боекомплект 256 ракет и 48 000 30-мм снарядов, дальность поражения: ракетами 1500-8000 м; пушками 500-4000 м;
  • 24 модуля ЗРК «Кинжал», боезапас каждого модуля — 8 ракет в барабане, так что в целом боекомплект составляет 192 ракеты. Дальность поражения 1500-12000 м;
  • 6 башенных шестиствольных 30-мм установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедное вооружение

  • 2 бомбомёта РБУ-12000 комплекса «Удав» (60 реактивных глубинных бомб).

Авиационное вооружение


В соответствии с заданием Минобороны, создан авианосец «Адмирал Кузнецов», характеристики которого обеспечили размещение палубной авиации, состоящей из:

  • 26 самолётов Як-141, МиГ-29К и Су-27К(Су-33);
  • 18 противолодочных вертолётов Ка-27 или транспортно-боевых Ка-29;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31);
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

По факту, из-за нехватки средств авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», характеристики которого допускают размещения большего числа самолетов, несет на себе авиагруппу сокращённого состава:

  • 14 истребителей Су-33;
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ;
  • 2 истребителя МиГ-29К;
  • 2 учебно-боевых МиГ-29КУБ;
  • 15 вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС;
  • 2 вертолёта Ка-31 радиолокационного дозора.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • 1 радиолокационный комплекс «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационная станция МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР».

Кормовой участок полётной палубы «Адмирала Кузнецова» во время боевого похода 1995-1996 год

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

Основные размерения, м:

Мощность, л.с. (кВт):

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль:

Экипаж по проекту, чел:

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Командиры

С момента спуска на воду и по настоящее время тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был под командованием следующих офицеров:

Фотография ФИО и воинское звание Годы командования кораблем

Капитан 1 ранга Виктор Степанович Ярыгин 1987-1992 гг

Капитан 1 ранга (контр-адмирал) Иван Фёдорович Санько 1992-1995 гг
Контр-адмирал Александр Владимирович Челпанов 1995-2000 гг
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Турилин 2000-2003 гг
Капитан 1 ранга Александр Петрович Шевченко 2003-2008 гг
Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Родионов 2008-2011 гг
Капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Артамонов С 2011 года

Российский многоцелевой истребитель Су-33 потерпел крушение при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов». Как сообщило министерство обороны России, пилот смог катапультироваться и был подобран спасательным вертолетом. В ведомстве заявили, что авария произошла из-за обрыва троса, который помогает самолету затормозить на палубе. В результате, Су-33 выкатился за пределы палубы. За недолгое время пребывания у сирийского берега «Кузнецов» потерял уже два самолета.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя инцидент сказал: «Это очень напряженная, сложная и героическая работа. Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив». В середине ноября потерпел аварию российский истребитель Миг-29, также входивший в авиагруппу «Адмирала Кузнецова». Самолет упал в воду недалеко от авианосца. Пилот был спасен. Официальной причиной аварии был назван отказ двигателей. По неофициальной — причиной стали все те же тормозные тросы: «Миг» кружил в районе авианосца, пока на палубе пытались починить трос, порванный предыдущим заходившим на посадку самолетом. Ремонт задержался, в результате чего истребителю просто не хватило топлива и он упал в море.

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной группы ВМФ России находится в Средиземном море. 15 ноября базирующиеся на нем боевые самолеты начали наносить удары по целям в Сирии.

Военный аналитик Павел Фельгенгауэр, комментируя потерю второго российского боевого самолета с авианосца «Адмирал Кузнецов», обращает особое внимание на саму бессмысленность его миссии у берегов Сирии. Эксперт уверен, что целью адмиралов, направивших туда авианосец, было продемонстрировать Владимиру Путину оправданность огромных расходов на флот:

Контекст

Авианосец России избегает атак на Алеппо

Жэньминь жибао 18.11.2016

Ржавый флот Владимира Путина

The Telegraph UK 27.10.2016

Для чего Путин пускает в ход авианосец?

Reuters 21.10.2016
Андрей Шароградский: Насколько распространены аварии на авианосцах, связанные с обрывом тормозящих тросов?

Павел Фельгенгауэр: Ну, вообще, не очень распространены, а то авианосной авиации в мире не было бы. Там вроде говорят, что порвался трос, но я точно не знаю. Либо летчик был плохо подготовлен, либо тросы гнилые, либо то и другое сразу.

— Может быть, проблема в том, что «Адмирал Кузнецов» — устаревший корабль?

— Проблема не в его возрасте, который для корабля вполне нормальный. Авианосцы служат долго. Это большие корабли, они предназначены для достаточно долгой службы. А в том, что его поход в Средиземное море с военной точки зрения абсолютно лишен смысла — от начала и до конца. Это чисто пиар-акция. Корабль не был построен для таких походов. Ему там просто делать нечего. Ничего сделать он там не может и не сделал — только потери понес тоже совершенно бессмысленные.

— Но ведь и авианосец, и его самолеты выполняют какую-то боевую задачу?

— Бомбить Сирию он не может. Самолетам приходилось вылетать с авианосца, садиться на российской базе. Там они заправлялись горючим и бомбами, летали что-то бомбить. При этом самолеты СУ-33 для ударов по наземным и морским целям тоже не предназначены. Они не для этого строились. Это чистые истребители. Летчики для этого не подготовлены. Самолетам там поставили какое-то прицельное оборудование, но все равно они для этого не предназначены. Он выполняет там совершенно бессмысленную функцию просто такого представительства. То есть к Сирии направлена самоходная модель авианосца в натуральную величину. Правда, и ходит он медленно, потому что опять же для теплых вод он не предназначен. Это чисто истребительный авианосец для защиты развернутых стратегических ядерных подводных лодок. Больше у него никаких особых целей нет. Поэтому он должен быть в Баренцевом море, где есть его подопечные — стратегические ядерные подводные лодки. Их он должен защищать от противолодочной авиации в случае ядерной войны. На нем стоит силовая установка, которая не предназначена для дальних походов. Самолеты, которые не предназначены для бомбовых ударов и каких-либо других ударов по морским целям тоже.

— Зачем же «Адмирал Кузнецов» отправили в поход в Средиземное море?

— Адмиралы хотели показать Путину, что недаром тратятся триллионы на флот, что флот что-то может сделать. Но демонстрация не очень убедительная, потому что в действительности «Кузнецов» ничего сделать полезного не может — только самолеты терять. В отличие от «Петра Великого», у которого ядерная силовая установка предназначена для дальних походов, «Кузнецов» никогда не был для них предназначен. Даже официальная автономность у него всего 40 суток.

— А из-за чего, по-вашему, произошли аварии?

— Скорее всего, они устали — экипаж, летчики. Нагрузка для них пиковая. Значит, — ошибки, потери. Это не американские авианосцы, которые постоянно находятся в море. У них там сменные экипажи. Это совсем другая вещь. «Кузнецова» послали изобразить, что у нас флот может действовать в Средиземном море почти как американский, что деньги, на него должны тратиться. В середине следующего года должны утвердить программу перевооружения до 2025 года. И там основная расходная статья — это именно морские вооружения. Для флота это очень важно. Потому что если будут урезать финансирование, то руководство Генштаба, в первую очередь, конечно, подставит флот. Ну, и программы у них дико дорогие. Чудовищно. Им было очень важно показать, что они что-то могут сделать, что они не совсем бесполезны. Хотя в действительности наш флот для таких региональных конвенциональных войн, в общем, бесполезен. Нет, они там в Сирии выполняют важную роль снабжения. Там каждый день по 2 тысячи тонн различных предметов снабжения поступает в Сирию. И делает это флот, в том числе — десантные корабли. Они накупили старых развалин за границей, транспортных кораблей. Они идут под морским флагом, чтобы их турки не досматривали в проливах. Они снабжают группировку в Сирии.

А военно-морская часть… Ну, да, стреляет этими крылатыми ракетами, что тоже дико дорого и, в общем, бесполезно. Не то, что совсем бесполезно, но бессмысленно. Потому что по боевикам на «Тойотах» стрелять ракетами по 5 миллионов долларов штука занятие довольно бессмысленное. Хорошо, что пока никто не погиб. Летчики спасены. Хотя будут они летать или нет? После катапультирования обычно летчики больше не летают. Там повреждения спины бывают очень серьезные. А палубных летчиков у нас очень мало. Двое уже пострадали. Это нехорошо, потому что один из них наверняка больше летать не будет. А может и оба. Все это для того, чтобы изобразить существование авианосца, который авианосцем и не является. Хорошо, если он дойдет своим ходом назад.

— Так что же на «Адмирале Кузнецове» сейчас самолеты не того типа, что обычно на нем базируются?

— Почему не те? Те же. А других у нас и нет. СУ-33, он же СУ-27К, больше не производятся. Их осталось десяток. Да, разбился, но их там было всего три или четыре штуки. Они, по-видимому, после этой аварии вообще больше не летают. В принципе, по идее авианосец должны поставить, когда он вернется, на большой ремонт, перестроить его под МИГ-29. Потому что СУ-33 не производится с начала 1990-х, и вроде планов его производить нет. А МИГ-29 производится. Его довели до ума для Индии. Правда, для Индии ставили французскую авионику. Какая сейчас стоит на тех нескольких самолетах, что у нас есть, я не знаю. Но планы есть такие — переделать «Адмирал Кузнецов» под МИГ-29. Потому что СУ-33 не осталось почти. Вот он ушел с десятком самолетов. Ну, что это за авианосец — у него 10 самолетов всего и палубный экипаж. Стоял до этого в ремонте годами, а теперь вот такой долгий поход, да еще с постоянной боевой работой. Адмиралы как в казино поставили на «зеро» — мол, этот корабль, который к подобным задачам не предназначен, в этом тяжелом, диком напряжении, в таких условиях себя замечательно покажет. Ну, не очень удачно это у них вышло. Пока успехов особенных нет. Сообщили, что они убили 30 каких-то боевиков. А поскольку авиаторы всегда минимум в 10 раз преувеличивают потери противника, то может быть, действительно, убили человека два-три.

«Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер (фактически - полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» в море.

Постройка и эксплуатация

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» до ремонта.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» после ремонта.

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит».

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов - они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вооружение ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

Ордена Ушакова тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций.
Рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолётов и 24 вертолётов. Также авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 тяжёлых ракет "Гранит".
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является единственным авианесущим кораблём в мире, который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход "чистых" авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" обладает ракетным вооружением и на этом основании заявляется как "авианесущий крейсер".

Описание модели авианосца "Адмирал Кузнецов" фирмы Trumpeter

Зарубежные фирмы, производящие пластиковые модели для сборки, не балуют нас проектами советских кораблей. Исключение – лидер китайского рынка фирма Trumpeter. В ее линейке довольно много советской наземной, морской и воздушной техники. В том числе и модель авианосца "Адмирал Кузнецов" в популярном 350-м масштабе. Пожалуй, это самая сложна и солидная модель советской техники. При длине 872 мм она содержит 755 деталей.

Особенности модели авианосца "Адмирал Кузнецов" 05606:

  • легкообрабатываемый мягкий пластик;
  • два варианта исполнения: полный и по ватерлинию;
  • членение корпуса по ватерлинию;
  • подставка и табличка с названием корабля;
  • в комплекте идут модели вертолёта Ка-27 (4 шт), самолётов Су-27к (6 шт), Миг-29к (2 шт) и Як-141 (4 шт);
  • большие декали, в том числе разметка лётной палубы;
  • цветные проекции корабля со схемой окраски;
  • понятная сборочная инструкция на 24 страницах;
  • 755 деталей, 26 литников и 9 больших деталей.
Код производителя Trumpeter 05606 Адмирал Кузнецов .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Станция детского (юношеского) технического творчества «РЕГАТА»»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Учебное пособие

по изготовлению модели

авианосца «Адмирал Кузнецов»

Раджабов Руслан Толибович,

педагог дополнительного образования

объединения «Судомоделирование»

г. Болгар - 2017

Аннотация.

Идея создания модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» возникла в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств.

Объективной причиной, побудившей коллектив объединения «Судостроение» взяться за разработку проекта, явилось стремление ознакомить учащихся с историей ВМФ России, приблизить их к пониманию международной обстановки, существовавшей на момент создания корабля.

В современном мире российский флот осуществляет защиту интересов страны на всех широтах мирового океана. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», спущенный со стапелей Черноморского судостроительного завода в 1991 году, создан для защиты морских соединений ВМФ России.

Субъективной причиной создания модели крейсера послужила возможность совершенствования учащимися навыков работы с инструментами, а также развитие аналитического и творческого мышления (поиск информации, знакомство с историей и техникой Военно-Морского Флота, применение знаний по физике, математике, химии, биологии). В процессе работы над созданием модели авианосца школьникам приходилось находить ответы на вопросы о технических характеристиках кораблей, о способах обеспечения плавучести и остойчивости, о возможностях устранения крена и дифферента , о распределении вооружения под палубой корабля и т.д.

Модель авианосца полностью радиоуправляема: команда из 6 человек, находясь на берегу, имеет возможность дистанционно маневрировать кораблем, производить взлет и посадку авиатехники (радиоуправляемых вертолетов), производить запуск ракет.

Представленная модель является уникальной:

    корпус корабля построен из доступных материалов - фанеры, сосновых реек, стеклоткани и эпоксидной смолы;

    для управления кораблем (движение вперед-назад, поворот) разработана принципиально новая электрическая схема;

    освещение взлетно-посадочной полосы и топовых огней полностью соответствует аналогу.

Работа коллектива педагогов объединения «Судостроение» была достойно оценена членами жюри на Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций», проводившемся 8 - 11 сентября 2016 года в Вологодской области. В номинации «Традиционное судостроение» модель заняла 2 место.

Данное учебное пособие предназначено для педагогов дополнительного образования объединений судостроения и судомоделирования.

Пояснительная записка.

Авианосцы являются олицетворением морской мощи государства, они предназначены для обслуживания и базирования авиации в качестве подвижного аэродрома; являются носителями ядерного и ракетного оружия.

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - единственный в составе в своём классе. Он способен эффективно осуществлять противовоздушную оборону кораблей, обеспечивать безопасность атомных подводных ракетных крейсеров, проводить воздушные операции, поражать крупные надводные цели.

Входит в состав Северного флота. От большинства обычных авианосцев «Адмирал Кузнецов» отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокорабельных ракет «Гранит». Это единственный в мире авианосец, на который может садиться и взлетать тяжелый истребитель Су-33.

На борту «Адмирала Кузнецова» могут находиться 28 самолетов (палубные истребители Су-33 и многофункциональные истребители МиГ-29К) и 24 противолодочных и ударно-десантных вертолета Ка-27 и Ка-29, ракеты «Гранит» (весом семь тонн каждая и дальностью поражения до 700 километров), мощнейшая система противовоздушной и противолодочной обороны.

Размеры крейсера: 306 метров в длину и 72 метра в ширину. Скорость «Адмирала Кузнецова» - до 32 узлов (59 километров в час). Дальность плавания при экономичном ходе – более восьми тысяч миль. Водоизмещение - 61,3 тысячи тонн.

Радиоуправляемая модель «Адмирал Кузнецов» является прототипом действующего корабля ВМФ России, имеет мощность двигателя 1,5 кВт, обладает отличными ходовыми качествами. При полной зарядке аккумуляторных батарей запас хода составляет до 1,5 часов.

Модель авианосца имеет размеры 3м в длину и 80 см в ширину (масштаб 1:100), и выигрышна в сравнении с продающимися готовыми стендовыми сборными модел ями из пластика « Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов » в масштабе 1:350 (874х205 мм) или в масштабе 1:720 (425х100 мм).

Цель учебного пособия - оказание необходимой помощи педагогам дополнительного образования и школьникам в создании действующих радиоуправляемых моделей кораблей на примере авианосца «Адмирал Кузнецов».

Задачи:

Ознакомление с материалами и технологией изготовления модели авианосца;

Совершенствование навыков работы с инструментами;

Использование элементов конструкторских, электротехнических, физико-математических знаний.

Актуальность пособия: создание модели мощного современного корабля служит способом привлечения учащихся в объединение «Судомоделирование».

Модель тяжёлого авианесущего крейсера

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Материалы для работы:

Дерево, фанера березовая (10 мм), заготовки брусков различных размеров, рейки толщиной 2-4 мм (различной длины и ширины, т.к. в процессе работы они будут стыковаться), эпоксидная смола (10 кг), стеклоткань (3 рулона), шпаклевка автомобильная (4 кг), грунтовка, пропитка для дерева, автомобильная краска, шлифовальная наждачная лента (бумага), термоклей.

Инструменты:

Степлер производственный, электролобзик, шлифовальная машина, дрель (шуруповерт), УШМ (болгарка), кусачки, режущие инструменты (ножи, пилы), шпатели (резиновые), термопистолет.

Этапы работы:

а) В интернете находим чертежи модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

б) Увеличиваем размеры чертежей в соответствии с выбранным масштабом. Изготавливаем на бумаге шаблоны основных деталей. Переносим шаблоны на фанеру. Выпиливаем заготовки, обрабатываем их наждачной бумагой, снимая небольшие фаски по краям и удаляя сколы и заусенцы.

в) На две продольные балки надеваем поперечные шпангоуты (Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant -- «ребро» и hout - «дерево»)- поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля, летательного аппарата).

В верхней части каждого шпангоута предусмотрен паз для закрепления 2 несущих балок (каждая размером 20х50х5000 мм). Для соединения шпангоутов с балкой используем термоклей.



Внутренний вид корпуса судна с установленными шпангоутами.


г) Когда клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими рейками. Толщина материала должна быть 0,8 - 1,2 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть детали обшивки без риска повредить их. Обшивочные рейки фиксируем степлером в местах соприкосновения их со шпангоутами.

Начальный этап работ по обшивке корабля:



Достраиваем носовую часть:


д) После обшивки корпуса производим устранение неровностей и шероховатостей реечной обшивки при помощи шлифовальной машины. В места наиболее выраженных дефектов, прогибов наносим слой шпаклевки по дереву с целью экономии эпоксидной смолы.

Уплотнение межреечных швов смесью эпоксидной смолы с опилками:

е) Шлифовка корпуса судна после пропитки эпоксидной смолой стеклоткани, нанесенной на обшивку:

ж) Изготавливаем из тонкой фанеры палубные надстройки, в которые входят центр управления кораблем, радиолокаторная станция (РЛС), система навигационного управления.

Центральный блок управления ходом корабля:

Статьи по теме