Презентация на тему "Николай Носов «Живая шляпа»". Конспект урока литературного чтения и презентация Н.Н.Носов "Живая шляпа" Презентация к уроку чтения живая шляпа

Смолина Н.А.

Предмет: Литературное чтение

Тип урока: Закрепление изученного

Тема урока : Н.Н.Носов «Живая шляпа» Урок 2

Класс : 2

Цель урока:

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемый результат:

    Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Используемые методы и приемы: диалог, практическая работа, проблемное изложение материала. Использование мультимедийного, наглядного материала, сочетания различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).

Оборудование: портрет Н.Носова, выставка его книг, карточки (текст для речевой разминки)

Ход урока:

Этапы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

1мин

Проверка

Речевая разминка

2мин

Дело мастера боится.

У страха глаза велики. (прочитайте пословицы выделяя каждое слово ударением)

Постановка целей урока

2мин

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)

Почему? (Мы читаем его рассказы)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Проверка понимания произведения.

2мин

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем:

Проверка домашнего задания

5мин

1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)

2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

Работа на карточках. Взаимопроверка

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Физкультминутка

2мин

Упражнение для глаз.

Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”

Выполняют упражнение.

Изучение нового материала

10мин

– Откройте учебник на с. 54

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа?

– Как звали котёнка?

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа?

Чем занимались ребята?

– Что вдруг случилось?

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

– Кого же ребята испугались на самом деле?

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа?

– О чём эта часть рассказа?

– Как можно озаглавить эту часть?

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты ”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

1. Котёнок играет.

3. Решение ребят.

4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Совместно с учителем составляют план.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физкультминутка

для глаз

2 мин

Выполняют физкультминутку

Закрепление изученного материала.

8мин

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент. Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Молодцы! А сейчас следующее задание.

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 12)

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

Работа по карточкам. Самопроверка

Взаимопроверка

Рефлексия

2мин

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

Оценивают свою работу сигнальными карточками

Подведение итогов урока

2мин

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

Домашнее задание

2мин

Подготовить пересказ по плану

Урок литературного чтения по теме:

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

3 класс

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Дюкарева Л.Ю.

МОУ «СОШ п.Липовский»

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

Урок 58 Литературное чтение 02.02.2018

Тема. Н.Носов «Живая шляпа»

Цели: стимулировать формирование навыков вдумчивого чтения на примере произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»; прививать интерес и любовь к чтению через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий; способствовать формированию умения анализировать художественное произведение, совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять кругозор и словарный запас учащихся, умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли; стимулировать развитие речи, памяти, творческого воображения, способствовать воспитанию интереса к чтению, нравственных качеств личности (доброты, смелости, решительности).

Оборудование: рассказ Н.Носова «Живая шляпа», проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, отрывок из мультфильма «Незнайка учиться», видео «Незнайка и его друзья» (для физминутки), шляпы, цветные карандаши.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

II .Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу выделяя каждое слово ударением.

У страха глаза велики.

3.Работа с пословицами.

Робкого и тень страшит.

Всё хорошо что хорошо кончается.

III .Мотивация и целеполагание

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

В известном мультике найдём

Помощника весёлого.

Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка учится»

Так кто же оказался нашим веселым помощником?

К какому выводу пришел Незнайка? (Каждому делу надо учиться. Дела нужно доводить до конца.)

А знаете ли вы, кто придумал Незнайку и всех его друзей? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

IV. Изучение нового материала

1.Факты из биографии Н.Н.Носова

Николай Носов родился в 1908 году в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. Поставил несколько мультфильмов.

Интересный факт

Ребята, а вы знаете, что для создания мультфильма, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков.

Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы.

2.Словарная работа.

В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания в печи дров, угля.

Лыжная палка - спортивный инвентарь, используемый лыжниками для равновесия, отталкивания во время движения на лыжах.

Трястись от страха – сильно испугаться.

3. Предварительная работа с текстом перед чтением.

В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение).

Плюх-ну-лось
со-скольз-ну-ла
по-смот-ри
под-прыг-нет
рас-кра-ши-ва-ли
при-от-кры-ли

V .Работа с текстом

1. Чтение первого абзаца про себя.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что он делал в начале рассказа?

2. Второй абзац вы прочитаете вслух.

Как звали мальчиков героев этого рассказа?

3. Чтение III части учителем.

Я читаю, а вы следите за мной, стараясь успеть за моим темпом чтения, читаете только глазками.

Как я передала при чтении состояние мальчиков?

А почему мы не испугались? (Знали, что там Васька).

Физминутка для глаз «Незнайка и его друзья»

4. Чтение IV части (вслух детьми).

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

5. Чтение V части.

Читайте текст про себя, считая количество слов.

Какое чувство появилось у ребят?

Что предложил Вадик?

6. Чтение про себя, упражнение «Разведка».

Читаете текст до слов «Шляпа как подскочит к верху».

Что предложил Володя?

Кто попал картошкой в шляпу?

7. Чтение текста до конца (учителем).

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

Смешной или грустной показалась эта история?

Какие чувства вы испытали?

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

    Игру«Блиц-опрос».

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова «Живая шляпа» (Дети отвечают на вопросы быстро):

1. Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

2. Решение орфографических задач. (на карточках)

Молодцы! А сейчас следующее задание. Для его выполнения нужно разделиться на 2 группы. В нашем рассказе неожиданно ожила шляпа. Мы же попробуем оживить слова (1-я группа) и текст (2-я группа).

Задание для 1-й группы.

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

Задание для 2-й группы.

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На карточке записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы, вставьте их.

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка работ.

3.Тестирования. (учитель читает вопросы и ответы, учащиеся выбирают правильный ответ и записывают на листочках)

Тестирование:

1. Какие слова выражают состояние мальчиков?

а) Ребята смотрят и уже догадались.

б) Ребята смотрят с большим интересом.

в) Ребята смотрят на шляпу и трясутся от страха.

2. Как решили бороться со шляпой?

а) Владик и Володя решили не выходить из комнаты. Володя сидел тихо…

б) Владик и Володя хотели напугать. Владик стал стучать.

в) Владик и Володя начали кричать и звать на помощь.

3. Какие предметы были в руках у мальчиков?

а) Володя взял кочергу, а Владик - лыжную палку

б) Владик взял кочергу, а Володя - лыжную палку.

в) Виталий взял кочергу, а Валера - лыжную палку.

4.Что такое комод?

а) Шкаф, на который ставят телевизор.

б) Шкаф, для хранения книг.

в) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для вещей.

5. Кто был под шляпой:

а) Щенок. б) Котёнок. в) Мышонок.

Проверка выполнения теста.

VII . Рефлексия. Итог урока.

– Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

VIII . Домашнее задание

Что-то наш Незнайка загрустил. Видимо из-за того, что наш урок заканчивается и нам придется скоро попрощаться с нашим мультяшным помощником. Вы уже знаете что для создания мультфильма, нужно много времени, поэтому мы попробуем создать диафильм. Вы разделитесь на группы, каждая группа проиллюстрирует определенный пункт плана. Чтобы нарисовать кадры к диафильму, нужно хорошо знать текст. А для этого его нужно перечитать. Рисованные герои не умеют разговаривать. Такой диафильм будет скучным и непонятным. Поэтому на следующем уроке мы его озвучим, а для этого дома нужно потренироваться пересказывать текст.

    дополнить диафильм своим кадром,

    подготовить пересказ по плану.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Перескажите еще раз –

И запомните рассказ.















Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Николай Носов "Живая шляпа" рассказывает о месте рождения и отце Николая Николаевича Носова, произведениях великого советского писателя, мультфильмах, которые были созданы по мотивам Николая Николаевича. Носов - советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

  1. Николай Николаевич Носов
  2. Литература

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Хохлова И. Б.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Николай Носов "Живая шляпа"

УМК «Школа России» Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №166 г. Новоалтайска Алтайского края». Урок литературного чтения 2 класс.

Слайд 2

Николай Николаевич Носов (1908 - 1976)

Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!

Слайд 3

Произведения Николая Николаевича Носова

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Отец - актер эстрады и кинематографа, мать-рукодельница и певунья.

    Слайд 7

    «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует много знаний.»

    Слайд 8

    Мультфильмы по мотивам произведений Николая Носова

    • «Бобик в гостях у Барбоса»
    • «Незнайка в Солнечном городе»
    • "Приключения Незнайки и его друзей"
  • Слайд 9

    • По рассказу Н.Носова.
    • Шутка из серии «Охотничьи рассказы: приключения охотника и очень умного медведя».
    • «Незнайка на Луне».
  • Слайд 10

    Живая шляпа испугала ребят

  • Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    • Волков бояться – в лес не ходить.
    • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
    • У страха глаза велики.
  • Слайд 14

    Литература:

    • Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об-во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.
  • Слайд 15

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    УМК «Школа России».

    Н.Н. Носов "Живая шляпа"

    Цель

    Задачи:

    Тип урока : изучение нового материала.

    Оборудование:

    1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
    3. Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

    Педагогические технологии:

    Ожидаемые результаты:

    2. Целеполагание .

    (Слайд № 2)

    (Слайд № 3-4)

    (Слайд № 5-6-7)

    (Слайд № 8-9)

    (Слайд № 10)



    -С чего начнем работу?
    -Что для этого нужно сделать?

    - Как учиться читать?

    Словарная работа.

    (Слайд № 11)

    Комод
    Кочерга
    Треснуть - ударить.
    Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

    4. Физминутка

    «Пирамидка».






    (Слайд № 12)



    - А читатели?




    - Что же испугало мальчиков?



    (Слайд № 13)

    • У страха глаза велики.




    7. Итог урока. Рефлексия








    - Продолжите предложение:

    • Мне было интересно…
    • Мне захотелось…
    • Я узнал, что ….
    • У меня получилось…

    УМК «Школа России».

    Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс.

    Н.Н. Носов "Живая шляпа"

    Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа".

    Задачи:

    1. Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
    2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
    3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
    4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
    5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

    Тип урока : изучение нового материала.

    Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

    Используемые учебные пособия, литература:

    1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.
    2. Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.
    3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
    4. Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

    Педагогические технологии:

    • объяснительно – иллюстративного обучения;
    • словесной продуктивной и творческой деятельности;
    • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
    • информационно- коммуникативная технология.

    Ожидаемые результаты:

    • повышение активности на уроках;
    • улучшение результатов обучения;
    • развитие творчества у учащихся.

    1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

    Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

    2. Целеполагание .

    (Слайд № 2)

    Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

    Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

    (Слайд № 3-4)

    Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

    (Слайд № 5-6-7)

    Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

    Всё ли вам понятно в моём рассказе?

    Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

    Институт – высшее учебное заведение.

    Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

    Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

    Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

    Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

    (Слайд № 8-9)

    По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

    (Слайд № 10)

    Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
    -А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
    -С чего начнем работу?
    -Что для этого нужно сделать?
    -Чему я учусь сегодня на уроке?
    - Как учиться читать?

    3. Прогнозирование содержания по заголовку.

    Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

    Словарная работа.

    В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

    (Слайд № 11)

    Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
    Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
    Треснуть - ударить.
    Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

    4. Физминутка

    «Пирамидка».

    Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
    И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
    Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
    Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
    Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
    Начинают все играть (изобразить любое движение)

    5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

    (Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

    Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу")

    Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним")

    Что шляпа будет делать в дальнейшем?

    Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

    Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри")

    Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

    Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху")

    Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

    (Слайд № 12)

    5-я часть (рассказывает учитель)

    6. Анализ произведения, выборочное чтение.

    Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?
    - Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.
    - А читатели?
    -Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.
    - Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
    - Какие они были по характеру?
    Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.
    - Что же испугало мальчиков?
    - Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
    - Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?
    -Как можно побороть свой страх?
    - Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    (Слайд № 13)

    • Волков бояться – в лес не ходить.
    • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
    • У страха глаза велики.

    Определите идею (главную мысль рассказа).

    Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

    Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

    Найдите слова, характеризующие их поведение.

    Запись на доске: 1. Испугались

    Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?
    - Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?
    Давайте прочитаем диалог на кухне.
    - Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

    Запись на доске: 2. Осмелели.

    Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

    Запись на доске: 3. Обрадовались.

    Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
    - Как автор относится к своим героям?

    Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

    7. Итог урока. Рефлексия

    Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
    - Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?
    - Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?
    - Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.
    - Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
    - Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)
    - Оцените свою работу на уроке.
    - Продолжите предложение:

    • Мне было интересно…
    • Мне захотелось…
    • Я узнал, что ….
    • У меня получилось…

    На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

    Скачать конспект
  • Статьи по теме