Профессии атомной промышленности. «Профессии атомной отрасли»: в «Читающем сквере на Звездинке» презентовали книжку-раскраску

Но не многие знают о их гостеприимстве. Ни разу меня ещё без подарок не отпускали. Итак, совсем недавно получил целый мешок различных интересных книжек от них. Мешок, кстати, с изображением наших крутых физиков-ядерщиков - Курчатовым, Славским и Александровым. В прошлый раз я рассказал и , а сегодня подробнее остановимся на книге «Профессии атомной отрасли».


1. Сражу скажу, что книга рассчитана на школьников и написана нормальным человеческим языком, а не словами ученых об отрасли, в которой они диссертации защищали. Родителям тоже будет интересно.


2. Вы когда-нибудь задумывались о пользе урановой таблетки? А вот на страницах книги вам это сделать придется. Вся книга представляет собой игровой формат. Множество загадок, экспериментов присутствует практически на каждой странице. Возможно, что после её прочтения дети захотят стать учеными, если родители не против. Так вот на одной из страниц предлагается провести эксперимент «У воды есть кожа». Хотите узнать что такое?


3. В середине, как и вначале, бумажного издания мы натыкаемся на фрагменты, которые необходимо вырезать или отклеить, чтобы потом приклеить в другое место.


4. Вот В этот значок радиации необходимо приклеить первооткрывателей атомной науки. Вам это сделать будет куда проще, а вот детишкам придется попотеть. Ну, а для тех кто никогда не интересовался атомной и ядерной физикой ждет много интересных фактах о выдающихся людях.


5. Принцип действия рентгена в домашних условиях. Норм, чо! Поднесите страничку с грузовиком к лампочке и узнаете что там. Кстати, очень забавная зверушка, вернее кости зверушки, рентген все-таки. А на соседней страницы небольшой рассказ о том, как на таможне используют изобретение Вильгельма Конрада в целях безопасности.


6. Надоело считать и читать? Займись раскраской!


7. В конце книге экзамен в виде кроссворда. Ничего сложного здесь не спрашивают, а если вопрос покажется трудным, то можно пролистать книгу ещё раз в поисках верного ответа. А если уж очень все сложно, то на последней странице есть ключ.

Россия — страна, которая отстаивает использование атомных электространций и участвует в строительстве объектов за рубежом — в Индии, Болгарии, Иране. В общей сложности в России работает десять АЭС. Пока доля их в энергобалансе страны 18 процентов, но к 2030 году ее планируется увеличить в четыре раза. Беда лишь в том, что обслуживать эти станции уже некому.

Даже на десяти российских атомных электростанциях работников критически не хватает. Как , сегодня в сфере атомных электростанций наблюдается острый дефицит кадров, и в основном станции обслуживают специалисты из Эстонии или с Урала. Специалисты же из столицы России вовсе перестали интересоваться работой на АЭС, что, скорее всего, связано с кардинальными изменениями на рынке труда, которое случилось примерно два десятилетия назад, когда менеджеры, бухгалтеры и экономисты завоевали пальму первенства по популярности в нашей стране. С тех пор мало что изменилось, разве что юристов стало больше. Проблема падения интереса к техническим профессиям, которые были популярны в советские годы, обсуждается уже на самых высоких уровнях. Российский президент Владимир Путин не так давно заявлял о необходимости поднимать престиж технических специальностей.

Дефицит же работников в атомной сфере может сильно подпортить планы по развитию атомной энергетики. А действующая программа включает в себя строительство 38 новых энергоблоков в России и 20 блоков за рубежом до 2030 года. При этом готовят специалистов атомной отрасли всего 13 вузов страны, получая целевой заказ из "Росатома". Основными вузами, выпускающими кадры для обслуживания атомных станций, являются Национальный исследовательский ядерный институт "МИФИ" в Москве и Нижегородский государственный технический университет. Но и в этих институтах, по всей видимости, небольшой набор.

"Общая политика ведется такая, что сейчас юристы и экономисты в почете, и работник атомной станции получает существенно меньше, чем любой специалист. Он действительно хочет благоустроиться, поэтому это очень сильный привлекающий фактор. Но это было связано с общей политикой государства, когда "технику" разваливали. Сейчас вроде поняли и предпринимают шаги по восстановлению престижа технических профессий. Но сделать это уже очень непросто. К тому же, там работа достаточно сложная, там нельзя ошибаться, в отличие от экономической деятельности. Там ответственность, маленькая зарплата, и вот результат", — считает доктор технических наук, один из виднейших специалистов по ядерной физике и атомной энергетике СССР и РФ Игорь Острецов .

Конечно, не следует забывать и об утечке кадров, которая случилась в те самые "лихие девяностые", которые все сейчас от души клянут. Благодаря той разрухе и пущенной на самотек новой рыночной экономике, сегодня ситуация в России такова, что грамотные специалисты уехали, а новых появляется достаточно мало. Сами посудите — те же 20-30 тысяч рублей, которые получает человек, обслуживающий атомную электростанцию (работа, между прочим, в месте повышенной опасности), в крупных городах легко можно заработать, просто отвечая на звонки клиентов. При этом никаких поощрений сегодня, судя по рассказам работников российских АЭС, нет. Так, на одном из форумов работник Белоярской АЭС жалуется на урезание льгот и тринадцатой зарплаты. Аналогичные проблемы отмечает и работник Кольской АЭС. И, по всей видимости, экономия на персонале, обслуживающем атомные станции, стала обыкновенной практикой в нашей стране. Так какого же можно требовать спроса на профессию, которая является опасной и сверхответственной в случае, если никакого особенного отношения к специалистам этой отрасли нет?

"Когда студенты приходят в МИФИ (головной институт, сейчас он называется Академия ядерных технологий), у них горят глаза, они хотят этим заниматься. Но когда они узнают об условиях жизни, уровне зарплаты, которую они будут получать, когда станут специалистами, и сравнивают все это, например, с работой в банке, они понимают, что это им все это невыгодно, и на этой работе не остаются. Спросите у МИФИ, какой процент ребят учится ядерной физике и какой процент идет рабоать по специальности. Это очень небольшой процент. Я был на некоторых конференциях в МИФИ, ребята ходят, настраивают аппаратуру — бывшие выпускники МИФИ подрабатывают в качестве настройщика аппаратуры для проведения конференции внутри этого МИФИ. Это более выгодно ему, чем работать по специальности, при том что он отучился пять лет, он дипломированный специалист. Первые год-два он работал по этому направлению, но в результате он оттуда ушел, сейчас же у нас рынок труда свободный", — заметил в беседе с корреспондентом сайт старший научный сотрудник Института ядерных исследований Дмитрий Горбунов .

Однако нехватка кадров — как замечают специалисты атомной отрасли, это только часть проблемы. Все реакторы, которые сегодня действуют в России, уже устарели. Отрасль нуждается в развитии новых технологий, и тут дело двигается со скрипом. На сегодняшний день ядерная энергетика в большей степени используется в европейской части страны, и там ее доля достигает 30 процентов, а по всей России эта доля составляет всего 18 процентов. И хотя Владимир Путин несколько лет назад заявил, что необходимо поднять участие АЭС в энергетическом балансе до 25 процентов, пока существуют сомнения, получится ли достичь этих показателей, учитывая нынешнее состояние отрасли.

"С ней сопряжено очень много проблем. Проблема нераспространения, захоронения отходов, например. На самом деле, доля атомной энергетики в энергетике очень мала, и на Западе это прекрасно понимают, а у нас делают вид, что не понимают. Современные атомные технологии просто не годятся, их надо менять, — считает Игорь Острецов, подчеркивая при этом, что органические источники энергии, такие как уголь, тоже давно себя изжили. — Китай два блока в неделю вводит по миллиону киловатт на угле, это же ужасно, экология портится. К тому же, органики невозобновляема, ее просто нет, поэтому атомная энергетика нужна, но нужны другие схемы".

Между тем, в "Росатоме" заявляют, что новые энергоблоки, такие как 4-й блок Белоярской АЭС, 3-й и 4-й энергоблоки Ростовской и все четыре блока Нововоронежской АЭС-2, которые будут введены в эксплуатацию в этом и ближайших годах, уже строятся по технологии нового поколения. Как заверяют представители атомного концерна, новые АЭС более безопасны и позволяют вырабатывать больше энергии. Вопрос этот, конечно, спорный, однако радует уже то, что о выводе советских атомных реакторов и постепенной их замене на современные уже не просто ведется речь, но и осуществляются конкретные проекты. При этом специалисты отрасли уверяют, что хотя возведение новых атомных станций — дело затратное, деньги возвращаются быстро за счет вырабатываемой дешевой энергии.

Впрочем, затраты — дело второе, когда речь идет о таких опасных объектах, как атомные электростанции. Здесь на первом месте должна быть безопасность, которая во многом зависит от людей, работающих на объекте. Вспомним 1990-е годы, когда работники АЭС устраивали забастовки из-за проблем с выплатами и напрямую говорили о том, что будет, если истощенный от голода атомщик нажмет не на ту кнопку. Хотелось бы, чтобы сегодня, когда в России ставка делается на атомную энергетику и осуществляется целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2210 годы и на перспективу России до 2015 года", были приняты меры не только по обновлению энерготехнологий, но и по повышению окладов и престижа обслуживающего персонала.

Атомная энергетика и ядерные технологии - это увлекательный, высокотехнологичный сегмент науки и промышленности. Уже невозможно представить жизнь в современном обществе без так называемого «мирного атома». Как же стать специалистом в этой отрасли? Куда пойти учиться и где потом работать? На эти важные вопросы отвечает Симферовская Е.И., руководитель Информационного центра по атомной энергии («Росатом»).

Специалисты каких направлений требуются для работы в госкорпорации «Росатом» и атомной отрасли?

Ядерные технологии широко распространены в современном мире. И так же разнообразны профессии, которые требуются для атомной промышленности.

    Ведь «мирный атом» используется в разных отраслях:
  • космические установки;
  • добыча и обогащение ядерного топлива;
  • атомная энергетика;
  • ядерная медицина;
  • атомный флот;
  • детекторы ядерных излучений;
  • предприятия по переработке ядерных отходов;
  • техника и строительные сооружения для атомной промышленности;
  • оборудование для медицинских исследований;
  • строительство современных суперкомпьютеров;
  • новые материалы для ядерных объектов;
  • системы контроля радиационной обстановки;
  • информационно-технические системы защиты ядерных объектов.

Какие качества нужны человеку, чтобы работать в атомной отрасли?

    Работник атомной отрасли - это высококвалифицированный специалист:
  • имеющий базовое профессиональное образование;
  • обладающий повышенным чувством ответственности за то, что он делает;
  • пунктуальный в выполнении требований безопасности;
  • способный быстро принимать решения;
  • обладающий эмоционально-волевой устойчивостью;
  • способный к постоянному творческому поиску и исследовательской деятельности;
  • постоянно повышающий свой профессиональный уровень;
  • обладающий высоким уровнем общей культуры.

Какие специальности востребованы в настоящее время в атомной отрасли?

В разработке, строительстве и эксплуатации атомных объектов принимают участие ученые различных специальностей: ядерная физика, электрофизика, биофизика, медицинская физика, радиационная химия, радиационная биология и др. также необходимы инженеры-проектировщики, инженеры-эксплуатационщики, специалисты по радиационной безопасности и информационным системам, строители, рабочие и техники различных специальностей.

И, конечно, никуда не деться без специалистов в управлении, делопроизводстве, менеджменте, связях с общественностью и других «сопутствующих» профессиях.

25 мая, в день, когда по всей стране для выпускников школ прозвучал последний звонок и для тысяч молодых людей начался новый жизненный этап, связанный с государственной итоговой аттестацией и поступлением в высшие и средние специальные образовательные учреждения, в МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска состоялось открытие «Общественной приемной Росатома для выпускников г. Волгодонска – шаг к выбору профессии в атомной отрасли». Проект нацелен не только на тех, кто завершает курс школьного обучения, но и на тех учащихся, которые готовятся стать выпускниками и рассматривают вопрос выбора профессии как особо актуальный.

Проект будет осуществляться МБОУ «Лицеем №24» г.Волгодонска, Ростовской АЭС, Волгодонским инженерно-техническим институтом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» как ресурсным центром непрерывной технологической подготовки и профильного обучения, фондом «БлагоДарение», благотворительной организацией, ориентированной на улучшение качества социальной среды города Волгодонска, при поддержке Управления образования Администрации города Волгодонска.

Основная цель проекта - реализация личностного потенциала обучающихся в профессионально-образовательном плане в соответствии с потребностями регионального рынка труда. Проект направлен на повышение интереса учащихся средних и старших классов к профессиям атомной промышленности; на выработку гибкой системы сотрудничества старшей ступени школ г. Волгодонска с ВИТИ НИЯУ МИФИ и предприятиями Росатома; на дополнительную информационную поддержку выпускников школ г. Волгодонска, планирующих связать свое будущее с атомной энергетикой; создание условий для формирования внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению через психологическое сопровождение профориентационного выбора выпускников и привлечение к поступлению в вузы по специальностям, необходимым для будущей работы на РоАЭС, а также на информационно-просветительскую деятельность в популяризации применения высоких технологий атомной отрасли, развития атомной энергетики, охраны окружающей среды и ядерной радиационной безопасности для улучшения качества жизни населения.

На торжественном мероприятии открытия Общественной приемной присутствовали представители Администрации г. Волгодонска, Ростовской атомной станции, Волгодонского инженерно-технического института, руководство и лучшие учащиеся старших классов лицея № 24. С приветственным словом к собравшимся обратились Глава администрации г. Волгодонска В.П. Мельников, руководитель ВИТИ НИЯУ МИФИ В.А. Руденко, заместитель директора по управлению персоналом Ростовской АЭС М.В. Рябышев и директор МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска Н.В. Белан.

Согласно программе торжественного открытия Общественной приемной состоялся просмотр подготовленного Лицеем № 24 видеофильма «Атомные станции России». Затем к.э.н., доцент ВИТИ НИЯУ МИФИ Ж.С. Рогачева провела интерактивное занятие с учениками 10-х классов на тему «Источники энергии», а студентка ВИТИ НИЯУ МИФИ, представитель студенческого союза вуза Екатерина Ухалина выступила с презентацией о Волгодонском инженерно-техническом институте как вузе, готовящем высококвалифицированные кадры для атомной отрасли.

Среди первых мероприятий, которые планируется провести в рамках функционирования общественной приемной Росатома для выпускников г.Волгодонска, – Научно-практическая конференция «РоАЭС и перспективы развития города», экскурсия на РоАЭС, семинары-консультации с просмотром видеофильмов о ядерной энергии на службе человечества, а также ряд мероприятий, подготовленных непосредственно профессорско-преподавательским коллективом ВИТИ НИЯУ МИФИ, таких как: конференция «Технология развития атома» (заведующий кафедрой «Атомная энергетика к.т.н., доцент А.Ю. Смолин), экскурсия в лаборатории ВИТИ НИЯУ МИФИ и фронтальная работа «Электричество» (заведующий кафедрой «Физика», д.ф.-м.н., профессор В.И. Ратушный) и др.

Реализация проекта позволит отработать эффективную систему взаимодействия между специалистами атомной отрасли, преподавателями НИЯУ МИФИ и учащимися по повышению мотивации в выборе профессии, связанной с атомной отраслью.

Проект станет ещё одним эффективным каналом общения выпускников г. Волгодонска, желающих связать свою судьбу с работой в отрасли атомной энергетики, даст возможность удержать в городе лучших учеников и поможет сформировать будущий коллектив студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Статьи по теме