История древнего мира появление неравенства и знати. Презентация на тему "появление неравенства и знати"

Появление неравенства и знати

Рассадина Ирина Александровна ,

учитель истории и обществознания,

МБОУ Одинцовской СОШ № 1

[email protected]


1. Развитие занятий человека

2. Обработка металлов

3. Определение понятий «ремесленник» и «ремесло»

4. Определение понятий «неравенство» и «знать»

5. Выделение знати

7. Литература


Цель – подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

  • обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»;
  • продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника;
  • сравнивать и описывать орудия труда;
  • выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Развитие занятий человека

получение продуктов питания зависело от самого человека

Земледелие и скотоводство

человек совершенствует свои умения в этих занятиях

появляются мастера

ремесленники - ремесло


Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло - изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.


Обработка металлов

Медные топоры

Медные орудия труда



появление плуга

развитие ремёсел

соседская община

появление

неравенства

возникновение государства

выделение знати

Выделение знати


Вывод: Человек научился обрабатывать металл . Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование новых орудий труда . У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство . Этот процесс указывает на зарождение государства .




Класс: 5

  • подвести обучающихся к пониманию причин появления неравенства между людьми, обеспечить усвоение понятий «соседская община», «неравенство», «знать»;
  • продолжить формирование умений выступать с краткими сообщениями, сравнивать (орудия труда, родовую и соседскую общины), устанавливать причинно-следственные связи, решать исторические задачи.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1 ), карточки с понятиями урока, учебник (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение, 2011), памятка «Как решать историческую задачу».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд 1 ). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1 ). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2 ).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3 ).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

III. Повторение

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани). (Слайд 4 ).

  1. Из какого занятия возникло земледелие?
  2. Из какого занятия возникло скотоводство?
  3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.
  4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?
Как убирали урожай?
Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

  1. Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.
  2. Первым животным, прирученным человеком, была собака.
  3. Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).
  4. Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV. Изучение нового материала

Учебные вопросы:

  1. Развитие ремесел.
  2. Изобретение плуга.
  3. Появление соседской общины.
  4. Выделение знати.

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 5 ).

Рассказ ученицы о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды 6, 7 ).

Сравните два топора. (Слайд 8 ).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 10 ).

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд 11 ).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды 12, 13, 14 ).

V. Закрепление

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

Логическая цепочка:

улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская , появилось неравенство , выделилась знать . (Слайд 15 ).

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

VI. Домашнее задание

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27. (Слайд 16 ).

VII. Итог урока

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Слайд 2

Основные вопросы урока:

  • Что такое неравенство?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
  • Слайд 3

    Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.

    • Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
    • усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  • Слайд 4

    Новые слова:

    плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

    Слайд 5

    Совместим - повторим

    1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е

    Слайд 6

    Повторение пройденного

    О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

    Слайд 7

    Основные занятия первобытных людей:

    • собирательство и охота
    • земледелие и скотоводство
  • Слайд 8

    Как управлялся коллектив первобытных людей?

    • Совет старейшин
    • Племя
    • Родовая община
  • Слайд 9

  • Слайд 10

    План

    1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
    2. Переход от родовой общины к соседской.
  • Слайд 11

    Ремесленник –

    Человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий

    Слайд 12

    Развитие ремёсел.

    Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

    Слайд 13

    Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.

    Мастера научились работать и с драгоценными металлами – ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них изготавливали украшения.

    Слайд 14

    Изобретение плуга

    Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

    Слайд 15

    У каждой семьи своё хозяйство

    • На смену родовой общине пришла соседская
    • Пахота на полях
    • Применение медных орудий труда
    • Появление большего количества продуктов
  • Слайд 16

    Управление обществом

    • Родовая община
    • Соседская община

    ВОЖДЬ – глава племени. Руководил военными действиями племени.

    Слайд 17

    Появление неравенства

    Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).

    Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

  • Статьи по теме