«Матрёшкина деревня». Сценарий театрализованной игровой программы на фольклорном материале для младших школьников

«Посиделки на новый лад» -

театрализованная игровая программа из 6-ти русских народных игр разной подвижности, связанных единой сюжетной линией.

Цель программы: формирование у детей интереса к фольклорным традициям русского народа.

Задачи программы: - знакомство с некоторыми русскими играми;

Развитие в игре личностных качеств: реакции, ловкости, смелости, выдержки, самоконтроля;

Формирование навыков игрового общения по принципу «умеешь сам – научи товарищей».

Аудитория: дети 8-11 лет (не более 25 человек).

Действующие лица: Любушка,

Аннушка – девочки 10-12 лет

Одеты в русские народные костюмы.

Ведущая «перевоплощается» в тётушку Арину в ходе программы (накидывает на плечи яркий платок).

Место проведения: просторное помещение, стилизованное под русскую избу (скамьи, окна с занавесками, элементы интерьера). Пол не должен быть скользким.

Реквизит: сундучок, лапоть, колечко, деревянная скалка или гладко оструганная палка длиной 50 см., полешки с ровным спилом высотой 30 см.(5шт.), глиняный горшочек, леденцы, сувениры – сундучки с описанием игр по количеству играющих.

Длительность программы : 30 минут

Музыкальное сопровождение : фонограммы русских народных плясовых мелодий или «живое» музыкальное сопровождение.

Литературный сценарий

Игровая площадка оформлена элементами интерьера русской избы (декорации могут крепиться на ширме). У стены – скамья, покрытая домотканым половичком, на ней – сундучок. Остальные предметы для игр разложены в произвольном порядке. Середина площадки свободна, зрители располагаются по периметру.

Выбегают две девочки в русских костюмах и, не замечая зрителей, «репетируют» свой текст.

Люба: Эй, девчонки!

Аня: Эй, мальчишки!

Люба: Все за нами!

Аня: Все вприпрыжку!

Люба: Будем играть до упаду

Аня: Тридцать минут кряду.

Люба: А игры у нас новомодные

Вместе: Русские народные!

Аня: (замечает детей) Ой , Любушка, смотри, ребята и вправду пришли. (Показывает на зрителей)

Люба: (Удивлённо) Ребята, а ведь мы только репетируем…

Аня: Приходите лучше завтра. Или послезавтра!

(девочки собираются уйти, но вдруг натыкаются на ведущую, которая выходит им навстречу)

Ведущая: Гости на двор – а мы со двора?! Что случилось, девицы - красавицы?

Девочки: Мы репетируем…посиделки…на новый лад, а ребята пришли.

Ведущая: Посиделки? Интересно. И как же вас сегодня звать – величать? Аня: Аннушка.

Люба: Любушка.

Ведущая: Тогда я буду (накидывает на плечи яркий платок) тётушкой Ариной. (Обращается к зрителям) Здравствуйте, гости дорогие, званные, желанные! Покажете удаль свою в играх да забавах?

Дети: Да!

Арина: Вот и замечательно! (к девочкам) А как играть сегодня будем?

Любушка: Так играли ещё в старину, когда человек не летал на луну,

А ездили все на лошадях и на праздник приходили в лаптях.

Аннушка: Песни пели, хороводы водили. Вобщем, весело наши прапрадеды жили.

Любушка: И нам завещали, чтобы мы русских игр не забывали.

Аккуратно их в сундучок сложили, Вот они до наших дней и дожили.

Арина: Давайте-ка сундучок откроем, поглядим, что же в нём такое.

(Открывает сундучок, а в нём ничего нет) Вот так раз! Игры затеяли, а сундучок не собрали?

Девочки: Мы не успели……

Арина: Не горюйте! Сейчас вместе что-нибудь придумаем. Поищем в нашей горнице то, с чем поиграть можно.

Любушка: Нет здесь ничего подходящего.

Арина: Вот и не правда! Первая игра на вас из-под лавки глядит.

Аннушка: Лапоть? Он же один (берёт в руки лапоть)

Арина: Чтобы поиграть, нам и одного хватит. Добры молодцы, красны девицы, вы прыгать умеете?

Дети: Да!

Арина: Не сомневаюсь! Да только выше лаптя не всякий прыгнет. Не верите? Давайте проверим. В круг становитесь, за руки не беритесь. Держи, Любушка, лапоть за бечеву, да крути так, чтобы он у ребят под ногами скользил. А вы, друзья мои, старайтесь подпрыгнуть вовремя. Кого лапоть заденет – тот из игры выйдет.

Описание игры « КТО ВЫШЕ ЛАПТЯ ПРЫГНЕТ»: дети стоят в кругу. В центре – водящий. Он крутит лапоть на бечеве, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапоть скользил по полу под ногами играющих. Дети подпрыгивают на месте в тот момент, когда лапоть оказывается рядом с ними. Из игры выходит тот, кого задел лапоть. Играют до тех пор, пока в кругу не останется самый ловкий. Он и будет крутить лапоть.

Арина: Ай – да молодцы. Да только одна игра – не потеха. Посидите, отдохните. А лапоток мы положим в сундучок.

Любушка: Что это у тебя, Аннушка, вид такой загадочный?

Аннушка: Я придумала, с чем ещё поиграть можно.

Любушка: С чем?

Аннушка: Угадайте!

Бежит речка, течёт речка,

Сняла с пальца я…..

Любушка: Колечко?!

Аннушка: Да, в колечко и поиграем. Ребята, сложите руки лодочкой.

В чьи-то руки я колечко незаметно положу,

Ну, а вы секрет храните,

Пока вам я не скажу:

Колечко - колечко, выйди на крылечко!

Тот, у кого кольцо, должен ко мне бежать.

А те, кто рядом сидят, постарайтесь его удержать.

Не удержите - быть ему «водой».

Арина: Даже если вам колечко не положат, ладони не раскрывайте, пока Аннушка слова не скажет. А чтобы веселее было, мы песенку споём. Она простая, вот какая:

Разыгрался Иванушка

Возле белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня.

Кто смеётся у того, у того,

Говорите про него, про него.

Описание игры «КОЛЕЧКО»: дети сидят полукругом, ладони правой и левой рук сложены «лодочкой» Водящий в сомкнутых ладонях держит колечко. Его задача – незаметно передать кольцо одному из детей так, чтобы другие об этом не догадались. Для этого водящий проходит вдоль играющих и имитирует передачу колечка каждому. После этого отходит от игроков на расстояние 4-6ти шагов и произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, в чьих руках оказалось кольцо, должен добежать до водящего и коснуться его рукой. Тогда он становится «водой». А те, кто сидит рядом с ним, должны постараться удержать его. Если удержат, водящий остаётся прежним.

Правила: 1. Нельзя выбегать раньше слов водящего.

2. Нельзя ловить тем, кто не сидит рядом.

Арина: Как видите, не просто с колечком добежать до крылечка. И мы аплодируем самым быстрым.

Любушка: А я хочу играть по – другому!

Моя игра понравится любому.

Я буду…. змеёй («оживляет» тряпичный поясок)

Кто смелый, тот будет играть со мной!

Представьте, что я-змеиная голова. Я буду подходить к вам и

спрашивать: «Хочешь быть моим хвостом?» Если вы согласны, отвечайте: «Да, конечно же, хочу.»

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом? (обращается к Аннушке)

Аннушка: Да, конечно же хочу!

Описание игры «ЗМЕЯ»: водящий поочередно подходит то к одному, то к другому сидящему и спрашивает: «хочешь быть моим хвостом?», если в ответ звучит: «да, конечно же, хочу!», то водящий предлагает встать за ним и крепко держаться за пояс (талию). Таким образом, набирается «змея» из 6 – 8 человек. Первый – голова, последний – хвост. По команде «лови!»

голова ловит хвост. Если поймает, он становится головой. Игра продолжается, пока змея не «разорвется» (кто-либо не удержится и расцепит руки).

Арина: Пока мы хвост змеиный ловили,

Про сундучок-то и забыли. Давайте положим в него колечко и поясок, похожий на змею.

(Девочки убирают атрибуты в сундучок)

Арина: (берёт в руки скалку, лежащую на скамье) А кто это брал мою скалку и на место не положил?

Аннушка: А зачем её убирать, давайте и со скалкой игру придумаем!

Арина: Что ж, попробуйте.

Любушка: Можно кинуть, кто дальше, можно кегли сбить.

Аннушка: А можно и кого-нибудь поколотить.

Арина: Конечно, можно.

А что, если поставить её на ладошку (показывает) И попробовать подержать – кто дольше?

Аннушка: Можно я попробую? (берёт)

Арина: А мы все вместе скажем такие слова:

Калечина – малечина,

Сколько часов до вечера?

А теперь посчитаем:

Раз, два, три…..

Ну-ка, кто сумеет дольше

Продержать скалку на ладошке?

Описание игры «КАЛЕЧИНА-МАЛЕЧИНА»: гладко оструганная палка ставится на раскрытую ладонь. После слов «Калечина-малечина, сколько часов до вечера?» играющий старается как можно дольше продержать ее, не уронив. Это упражнение развивает глазомер и умение управлять своим телом.

Любушка: А я до ста продержу!(пробует держать, но роняет)

Аннушка: Эх ты, каши мало ела!(Любушка обиженно

отворачивается) Люба, чего губы надула?

Любушка: Каши хочу!

Аннушка: Возьми да свари!

Любушка: Горшок разбила.

Аннушка: Сходи на базар да купи!

Любушка: Денег нет.

Аннушка: А сегодня горшки не продают, а просто так отдают!

Любушка: Да ну?!

Аннушка: За шильце, за мыльце, за белое полотенце!

Любушка: Так это же наша любимая игра «Горшки»!

Арина: И ребятам она тоже понравится. (Арина берёт в руки глиняный горшочек) В глиняных горшочках хранили раньше сметану, масло, кашу. А продавали горшки на базаре. Торговали ими кумовья да кумушки. Вот так мы с вами сейчас и поиграем: кто-то будет горшочком, а кто-то продавцом, кумом или кумушкой.

Любушка : Ребята, встанем в круг.

Аннушка: Сейчас я вас рассчитаю (обходит круг, называя детей по очереди: кум, горшок, кума, горшок и т.д.)

Те, кого я назвала горшком, присядьте, пожалуйста.

А тот, кто кум или кума встаньте за горшок.

Любушка: Я буду покупателем и выберу самый красивый горшок.

Арина: Продавцы, нахваливайте свой товар!

(Аннушка выступает в роли продавца. Любушка, обойдя круг, обращается к ней со словами):

Любушка: Кум, продай горшок!

Аннушка: Что за него дашь?

Любушка: Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

Аннушка: По рукам! А теперь побежим в разные стороны по кругу. Кто скорее до горшка дотронется, тот становится его хозяином. А проигравший пойдёт по базару, чтоб найти себе новый горшок. По рукам? (Аннушка и Любушка, ударив друг друга по ладошке, бегут по кругу наперегонки).

Описание игры «ГОРШКИ»: Играющие делятся на пары. В паре один-кум (кума), другой-горшок. Горшки рассаживаются на корточках по кругу. Кумовья (они-продавцы) встают за своим горшком лицом в круг. Водящий-покупатель. Он ходит за кругом, выбирая горшок. Выбрав, начинает диалог с продавцом:

Кум, продай горшок!

Что дашь?

Шильце, мыльце, белое полотенце. По рукам?

По рукам.

Покупатель и продавец бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Обежав круг, стараются коснуться горшка. Кто опоздал, становится покупателем и идет выбирать горшок. Если прибежали одновременно, соревнование в беге повторяется.

Арина: Молодцы! Базар закрывается, потому, что новая игра начинается. (Берёт в руки полешки)

Аннушка: Наша новая игра называется «Дрова»?

Арина: Не дрова, а полешки. Расставляй-ка их без спешки.

Играть в неё мы приглашаем сильных и выносливых ребят.

(выбирают 10-12 человек).

Любушка: Нужно крепко держаться за руки и стараться не сбить полешки. Зато других можно подталкивать в круг. Кто собьет полешко выходит из игры. Расцепишь руки – тоже из игры выходишь.

Готовы?

Описание игры “ПОЛЕШКИ” : Играющие становятся в круг, крепко держась за руки. В центре круга, на полу, расставлены 5-7 поленьев. Начиная игру, дети разбегаются по кругу, затем начинают, не размыкая рук, подталкивать друг друга в сторону поленьев. Тот, кто полено уронит, из игры выходит. Если кто-то расцепит руки-из игры выходят двое. Соревнование продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся один-два самых ловких.

Арина: Давайте поаплодируем победителю! В этой игре самым сильным и ловким оказался (спросить имя). Молодцы, ребята. А каждому молодцу да с огорода бы по огурцу. Только пока вы на нас глядели, огурцы в огороде зайцы съели.

Аннушка: (складывая полешки в сундучок) Смотрите: в сундучке места свободного не осталось!

Арина: Значит, пора нам заканчивать посиделки

Любушка: А игры пускай теперь в сундучке живут.

Арина: Пусть живут, а вы в них почаще играйте. Мы и ребятам подарим по маленькому сундучку с играми, а в добавок старинное русское лакомство – леденцы на палочке. (Девочки выносят подарки).

Любушка: Мы сегодня поиграли

Игры новые узнали.

Аннушка: Все ребята молодцы

Ловкачи и удальцы.

Аннушка: Скажем сундучку «спасибо»

Мы ещё играть могли бы.

Только правило у нас: Вместе: Делу время, а потехе час.

Всем участникам программы дарятся конфеты-леденцы и сувениры – сундучки с вложенным в них описанием игр.

Любушка: Так давайте на прощанье скажем дружно: «До свиданья!»

Арина: А всем зрителям спасибо за внимание.

Хозяева провожают гостей.

Литература

1. Метелягин А.С Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры, ПИПКРО, Псков, 1995.

2. Покровский Е.А Детские игры: Преимущественно русские. Москва, Терра, 1997.

3. Уланова Л.С Праздничный венок. Москва, Сфера, 2001.

4. Шмаков С.А Нетрадиционные праздники в школе. Москва, Новая школа, 1997.

, Классное руководство

Цели и задачи классного часа (урока): привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям, традициям других народов;

  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной деятельности школьников.
  • Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедиапроектор;
    • жетоны с количеством очков;
    • секундомер.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.

    Правила игры:

    Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.

    Описание классного часа (урока):

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.

    На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.

    На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

    Итак, начинаем!

    Станция “Музыкальная”

    100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

    400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)

    Станция “Народные праздники”

    100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

    200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)

    300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

    400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Станция “Народное искусство”

    100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

    200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

    300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)

    400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)

    500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

    Станция “Русская кухня”

    100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

    300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

    400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

    500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

    Станция “Быт русского народа”

    100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)

    300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)

    Станция “Пословицы”

    (Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)

    100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)

    200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

    300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)

    400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)

    500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)

    В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.

    Игровой классный час 7класс

    Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

    Цель:

    Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

    Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

    Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

    Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

    Ход классного часа

    Вступительное слово классного руководителя.

    Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

    На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

    Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

    А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

    Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

    Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

    Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

    1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

    2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

    3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

    4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

    5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

    6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

    7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

    8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

    9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

    Конкурс 2: «Музыкальный»

    Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

    Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

    1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

    3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

    4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

    6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

    7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

    9. В лесу выросло,

    Из лесу вынесли,

    На руках плачет,

    А на полу скачет. (Балалайка)

    Конкурс 3: «Удача»

    Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

    Предлагаются следующие темы:

    Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

    Русская кухня (зеленый);

    Быт русского народа (синий);

    Русские народные праздники (желтый);

    Славянская мифология (оранжевый);

    Русские былины (белый).

    Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

    болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

    Народное декоративно-прикладное искусство

    1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

    2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

    3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

    4. Что такое колт? (Височная подвеска)

    5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

    6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

    Русская кухня

    1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

    3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

    4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

    5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

    6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

    Быт русского народа

    1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

    3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

    6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

    Русские народные праздники

    1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

    2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

    3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

    4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

    4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Славянская мифология

    1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

    2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

    3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

    4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

    5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

    6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

    Русские былины

    1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

    2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

    4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

    5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

    6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

    Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

    Конкурс 4: «Логическая цепочка»

    Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

    Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

    Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

    Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

    Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

    Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

    Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

    Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

    Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

    Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

    Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

    Полтина - монета достоинством в 50 коп.

    Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

    Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

    Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

    Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

    Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

    Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

    Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

    Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

    Конкурс 5: «Блиц-турнир»

    Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

    При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

    Вопросы для первой команды

    1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

    2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

    3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

    4. Что не родится без языка? (Язык)

    5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

    6. Без чего дом не построить? (Без угла)

    Вопросы для второй команды

    1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

    2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

    3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

    4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

    5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

    6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

    Вопросы для третьей команды

    1. Чего языком не достанешь? (Носа)

    2. Какой в воде камень? (Мокрый)

    3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

    4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

    5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

    6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

    Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

    СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ для детей и подростков «Приданье старины глубокой…»

    Автор работы: Ледовская Ольга Владимировна, педагог – организатор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Подросток».
    Целью данного сценария является приобщение детей и подростков к русским народным традициям и культуре своего народа через театрализованную игровую деятельность.
    Задачи:
    познакомить с традициями народного праздника Святки и в игровой форме
    закрепить знание русских народных святочных обрядов;
    воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа;
    развивать активность детей в игровой деятельности;
    поддерживать стремление детей к добрым поступкам;
    формировать чувство сотрудничества друг с другом и со взрослыми в театрализованной деятельности.
    Описание работы:
    в сценарии обыгрываются традиции празднования Сочельника, Святок и обряда колядования. В связи с этим мероприятие несет бытовой характер, отображает уклад жизни народа.

    Методическая разработка
    предназначена для работы педагогов-организаторов детских клубов с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста во внеурочное время. Данный сценарий содержит материал, способствующий формированию уважительного отношения детей к традициям и культуре своего народа. Интересные сведения, игры и конкурсы помогут организовать и сделать запоминающимся досуг детей и расширить их кругозор.

    СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

    «Придание старины глубокой…»
    Трек 1.(Сигнал к началу)
    Трек 2. (Музыка меняется на хороводную).
    Под музыку друг за другом выходят персонажи: группа девушек (6 человек) в народных костюмах, у двух девушек мешок, который они ставят возле елки и заводят хоровод. В конце хоровода одна из девушек останавливается и восклицает.
    Девушка 1 : Девчонки! Подружки мои, как хорошо, что Святки наступили!
    Рассматривают содержимое мешка: достают коробочки и обратно складывают.
    Девушка 2 : Ой, Святки!!! Как я люблю этот праздник. Давайте посмотрим, что мы на колядовали! Да тут какие-то красивые коробочки, кто-то нам сюрприз приготовил.
    Девушка 3 : Девушки, скорее берите мешок, ведь нам на праздник пора!
    А то вон уже и ряженые идут!
    Со смехом убегают.
    Трек 3. (Звуковой эффект «Шаги по снегу»).
    На сцене появляется еще один персонаж: Черт.
    Он съежился и дрожит от холода..
    Черт: Эх! Веселится народ…Мне бы их попугать, ужас наводить, ведь раз в год такой шанс для нас, для нечисти бывает. А я злодей со стажем занимаюсь не понятно чем! А все потому, что моя хозяйка «Ее Злодейшество» свой рабочий инструмент потеряла, а мне приказала его найти, да пригрозила лишить меня моего хвоста. А какой я Черт без хвоста.
    Смотрит на детей с подозрением.
    Черт: Эй вы, ребятня, вы тут ничего не находили?
    Дети: «Нет!»
    Трек 4. (Звуки веселой мелодии). Черт поворачивается на звук.
    Черт: А эти все веселятся! Вот я им свою сейчас коробочку с сюрпризом подкину. Вот тогда они и повеселятся. Ха-ха!
    Кидает коробку возле елки. Грозит детям кулаком.
    Черт: А я пойду дальше искать, а вы смотрите мне, ни слова.
    Уходит.
    Трек 5. (Народная ритмичная мелодия).
    Выбегают девушки, в руках у одной мешочек с сюрпризами.
    Девушка 1: Здравствуйте, ребята!
    Девушка 2: Здравствуйте, дорогие гости!
    Открывайте окна, двери.
    Святки к нам уж прилетели.
    В зимнюю седую стужу.
    Очень праздник этот нужен.
    Девушка 3 : Зима – не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки - «Васильев день», так его еще называют.
    Девушка 4 : Вот и мы сегодня с вами попоем, да поиграем!
    Девушка5 : Как когда-то наши прадедушки,
    Ну, а с ними прабабушки.
    Девушка6 :Приходили на веселые святки,
    На песни всем миром, да загадки.
    Девушка 1 : А что такое Святки?
    Девушка2: Праздник этот самый длинный.
    Он веселый и старинный.
    Наши предки пили, ели,
    Веселились две недели.
    Девушка3 : От Рождества и до Крещения,
    Приготовив угощение,
    Пели разные колядки,
    По дворам ходили в Святки.
    Девушка4 : Наряжались и шутили,
    Праздник ждали и любили.
    Так давайте же сейчас
    Встретим мы его у нас.
    Увидев коробочку в стороне, вскрикивает.

    Девушка 1 : Вот ты растеряха, мы не успели еще мешок открыть, а ты уже все подарки растеряла.
    Берет коробочку, бросает в мешок.
    Девушка 5 : Ребята, мы вот что узнали, что мешок - то наш не простой, в нем полно коробочек с сюрпризами. Хотите узнать, что это за сюрпризы?

    Девушка 6: Давайте выберем помощника, и он откроет первую коробочку.
    Давай-ка не затягивай, а наш мешок развязывай!
    Выбирает одного ребенка, который достает коробочку, в ней записка. Ребенок читает записку из коробочки.
    Помощник: «На Святки обязательно колядовали. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и важнецкого урожая. По улицам и по домам ходили ряженые и пели песни, в которых желали разных благ в наступившем году. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривали и угощали гостей. Вот и вам, ребята, сейчас предстоит посоревноваться в красноречии и пожеланиях.
    Трек 7. (Народная веселая музыка, звучит фоном). Игра «Святочные желалки».
    Ребята произносят пожелания всем присутствующим с праздником.
    Девушка1: Святки – радостное время,
    На дворе мороз,
    В доме – праздник и веселье,

    Подарков целый воз.
    Пора смотреть, что еще интересного есть в нашем мешке.
    Вызывают следующего ребенка, он достает коробочку из мешка. Читает записку.
    Помощник: «Этот праздник знаменит еще тем, что всякая нечисть, под видом добрых граждан, могла пробраться и испортить своими проделками все веселье».
    Девушка 2: Ой! А как они могут к нам пробраться?
    Девушка 3: К нам! Ну, ты глупая. К нам они не проберутся, а я вот, пока бежала к ребятам на праздник, метлу нашла. Вот!
    Показывает.
    Девушка 1: А мы только что говорили о нечисти, а не метла ли это какой-нибудь злой колдуньи? А вдруг она ее потеряла? А если она волшебная?
    Пугает метлой ребят.
    Девушка 4: Давайте тогда поколдуем!
    Девушка 5: Да ну тебя! Даже страшно стало, давай вернем ее на место?
    Девушка 1: Вот ты, трусиха. А вы, ребята, тоже напугались? Но мы - то с вами в безопасности. Ну что, сыграем?
    Трек 8. (Народная ритмичная мелодия). Игра «Ведьмина метелка».
    1. Участники становятся в круг и, передавая метлу по кругу, перескакивают через нее, пока играет музыка. Участник, у которого останется в руках метла, когда остановится музыка, должен отгадать загадку о зиме. По окончании игры ребятам предлагают занять свои места в зале. Я вода, да по воде же и плаваю (лед).
    2. Гуляет в поле, да не конь,
    3. Летает на воле, да не птица (метель).
    4. Летом спят, а зимой бегут (сани).
    5. В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).
    6. Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
    7. Идет Егорка – бела шубенка (снег).
    8. Глянули в оконце - лежит белое суконце (снег).
    9. Трескуч, ядрен, намостил мостов; по дворам пробежал, все окна расписал (мороз).
    10. Текло, текло и легло под стекло (лед).
    Девушка 6 : Ну, вот и метла пригодилась. Хорошая метла в хозяйстве всегда нужна. Отнесу-ка я ее кузнецу, да попрошу у него взамен гребешок.
    Убегает.
    Девушка1: Веселое время - зимние Святки!
    Можно немножко нарушить порядки,
    И погулять, и пошалить,
    И про игры не забыть.
    Ребята, давайте скорее откроем еще одну коробочку. А можно я теперь открою? Ну, пожалуйста? Ой, какая странная коробочка, я такой не припомню.
    Достает ту коробочку, которую подбросил Черт.
    Трек 9. (Тревожная мелодия с нарастающим развитием). Открывает коробочку, свет гаснет и загорается. Слышен шум, свист. Появляется Черт. Девушки испуганно смотрят на него. Черт обходит их, величественно делает поклон головой девушкам и ребятам.
    Черт: Ха-ха!-ха! Ну что замолчали, язык проглотили? А где ваше здрасьте?
    Девушки здороваются, не отрывая глаз от Черта.
    Девушка 2 : Ззздрасте…
    Черт: Чего уставились? Сюрприза ждали? Праздничка захотели? А мне не до праздника! Я Черт в тысячном поколении прибыл по специальному поручению: найти и вернуть утерянную секретную вещь самой ведьмы с регистрационным номером АК 1122334455. Вы
    случайно ее не видели?
    Д[ b]евушка 3: Ой! Нет, не видели. Простите, а вы черти всегда так без приглашения врываетесь?
    Черт: Так дело срочное! Уж скоро полночь, а без этой вещи мы как без рук! Мы, знаете ли, в отличие от вас, работаем в такой праздник.
    Девушка 4: Ой! Ой! Да разве это работа людей пугать! Простите, а это правда, что когда вы черти злитесь, у вас рога краснеют?
    Черт злится и его рога краснеют (рожки с подцветкой), пугает девушек. Они удивлены, но не испуганы.
    Черт: Сколько лет людей пугаю, а таких бесстрашных впервые встречаю. И чего я с вами время теряю. Ох, и дети пошли….
    Трек 10. (Спокойная мелодия).
    Черт уходит, ворчит. Девушка облегченно вздыхает.
    Девушка 2: Ой! Ребята, не знаю как вы, а я очень испугалась. Это же надо сама нечистая сила нас посетила.
    Вбегает другая девушка, радостно вскрикивает.
    Девушка 1 : Отдала! Отдала метлу кузнецу, а он нам за это смастерит из хрусталя гребешки.
    Девушка 2 : Ой! Как хорошо! А у нас тут такое произошло… Нас так напугали…
    А в прочем, кто нам праздник может испортить. Давайте скорей играть. Ну, кто следующий в мешок полезет?
    Выбирают помощника. Ребенок открывает коробочку.
    Трек 6. (Волшебный перезвон).
    Помощник: «Детвора в этот праздник соревновалась в строительстве самого большого замка из снега»
    Приглашает поиграть в игру.
    Трек 10. (Народная стилизованная мелодия).
    Игра «Снежный замок».
    Две команды по 5 человек, у всех по 10 снежков. Задание: построить замок из снежков. Ведущая подходит и дует на них, чей замок не распадется, та команда и победит.
    Девушка 3: Кто еще желает достать следующую коробочку?
    Выбирают помощника.
    Трек 6. (Волшебный перезвон).
    Открытие коробочки. Достает и читает записку.
    Помощник: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год, все стремились узнать, что их ждет в будущем.
    Вот и мы сегодня с вами погадаем
    и свою профессию будущую узнаем.
    Сейчас тот, к кому я подойду, достанет из мешочка любой предмет, он и определит твою профессию.

    Девушка берет мешок с гаданием.
    Трек 12. (Ритмичная мелодия в народном стиле).
    Игра «Гадание».
    Дети, не глядя, достают из мешка разные предметы. Ведущие, увидев, что достал ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «Сапожником» (ботинки), «врачом» (бинт), «Учителем» (указка), «Шофером» (руль), «Писателем» (очки), «Бухгалтером» (калькулятор), «Банкиром» (кошелек)
    Девушка3: Святки, святки наступили,
    Нас весельем покорили!
    Мы играем, колядуем,
    И поем мы и танцуем!
    Выходите к нам, ребята, на веселый танец, но сначала отгадайте загадку.
    Дети отгадывают загадку и становятся в круг.
    Девушка4: Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром – в школу,
    Днём – домой. (Валенки)
    Девушка 3: Конечно, это валенки! А теперь задание для вас: оденьте воображаемые валенки и приготовьтесь танцевать. Повторяйте все движения за мной.
    Трек 13. Игра - танец «Валенки».
    Во время исполнения танца Черт пробирается в зал и садится на стул.
    После исполнения танца, дети остаются в кругу. И вдруг первая девушка, вскрикивает и указывает в зал на Черта.
    Девушка 4: Ой, смотрите! Опять этот Черт на праздник к нам явился? И что тебе от нас все нужно?
    Девушка 5: Да не у нас вашей, как ее … АК 112233… или как ее еще там…
    Не там вы ее ищете, вы ошиблись.
    Черт : А моя хозяйка говорит, что это я ошибся и позволил себя обдурить. Не хотите по хорошему отдавать, значит, не видать вам больше новогодних праздников, верну вам старый год.
    Черт: делает три хлопка.
    Трек14. (Нагнетающая мелодия, подразумевающая опасность).
    Выход ведьмы. Свет гаснет, воет ветер. Раздается жуткий смех.
    Девушка 1 : Ой, ой! Что ты наделал, нечисть! Как тебе не стыдно лишать ребят такого праздника!
    Черт: А это не я! Я ничего не делал!!! Спрячьте меня! Спрячьте! Это моя хозяйка сама идет!!!
    Черт пугается и прячется за ребятами. Медленно появляется сама Ведьма, она величественно обходит ребят, ищет Черта, но не найдя, останавливается
    Ведьма: Где он?
    Девушка 2: Ну, во-первых, здравствуйте!
    Ведьма: Шутить со мной вздумали!
    Девушка 3 :Да, уж какие шутки! А если вы о Черте, то вот он, забирайте. Он нам весь праздник испортил.
    Девушка отходит в сторону, а за ней сидит Черт. Увидев ведьму, Черт падает на колени и бормочет, заикаясь. Показывает на детей.
    Черт: Ваше Зззлейшество… Я ее пооочти нашел, а они ее не ооотдают…
    Ведьма: С детьми справиться не можешь?
    Черт: Ваше Злейшество! Да я старался… Устал я, мне бы в отпуск …
    Ведьма: Я тебе сейчас такой отпуск устрою, да я тебя в жабу превращу
    Начинает колдовать (делает круговые движения руками) Девушка перебивает Ведьму.Черт, тем временем, прячется за девушку.
    Девушка 4: Стойте! Зачем же так сразу?
    Девушка 5: Ой! Не надо его в жабу превращать. Может, мы вам с ребятами поможем найти вашу потерю…
    Черт: АК1122334455, она у вас, это точно…
    Девушка 6: Ребята, мы сейчас во всем разберемся!
    Ведьма: Но если и вы мне ее не вернете, то не видать вам вашего праздника! Это секретное летающее средство было утеряно в ваших краях, регистрационный номер которого АК 1122334455. Оно мне 1000 лет служило, а теперь ….
    Девушка 1: Почти шепотом. Кажется, я знаю, что это…
    Это же метла, которую мы нашли и отнесли кузнецу. Как же я сразу не догадалась.
    Девушка 2: Ой, а он нам за нее гребешки обещал…
    Девушка 3: Тут праздник нужно спасать, а ты все о побрякушках думаешь. Отвлеки их, а я мигом...
    Девушка убегает.
    Девушка 4: Ваше Злейшество, вы, наверное, устали с дороги, присаживайтесь, да песню нашу праздничную послушайте.
    Концертный номер.
    Ведьма: В ярости. Ну, довольно с меня! Вижу, обмануть меня вздумали! Ведь скоро полночь, а моего летательного аппарата все нет!
    Девушка выносит целую охапку метелок и кладет возле Ведьмы.
    Девушка 3: Вот, это все, которые у нас есть!
    Ищет Черта и обращается к нему.
    Ведьма: Ну, что ж, будем искать. Черт!
    Черт: Я здесь!
    Ведьма: Искать!
    Черт пытается найти метлу и не находит.
    Девушка 3: Да что ж он один - то будет, мы поможем вам найти метлу.
    Трек 15. (Народная быстрая мелодия). Игра «Найди метлу».
    Две команды по 4 человека. Метлы лежат в одной стопке, участники из разных команд по очереди подбегают, берут метлу (на каждой метле индивидуальный номер) и возвращаются к ведьме, сообщая ей номер метлы. Игра продолжается, пока будет найдена метла Ведьмы. Метла найдена.
    Ведьма радуется, обнимает метлу.
    Ведьма : Вот она моя, родимая!..
    Обращается к Черту.
    Ты прощен и можешь быть свободен … до следующего года! И чтоб мои глаза тебя не видели!
    Ведьма грозит Черту метлой, он прячется за елкой.

    Обращается к ребятам.
    Ведьма: Ну что ж, ребятушки, нашлась моя пропажа. Прощайте, не до вас мне! Неси меня моя метла в дом на Лысой горе! И-хо-хо!
    Звуковой эффект: свист, шум.
    Ведьма садится на метлу и «улетает»
    Трек16. (Спокойная мелодия)
    Девушка 1: Как хорошо, что ведьма улетела и не испортила наш праздник! А где же Черт?
    Черт выбирается из-под елки, пятится спиной и сталкивается с Девушкой.
    Оба вскрикивают.
    Девушка 2 : Так ты еще не ушел?
    Черт: Спасибо вам, если бы вы мне не помогли, я бы тут сейчас квакал.
    За это я вас отблагодарю, загляните в последнюю коробочку. (Убегает).
    Девушка 3: Ой, что-то не доверяю я Черту!
    Девушка 4: А, была, не была!
    Девушки достают последнюю коробочку, открывают ее и находят там конфеты.
    Девушка 5: А Черт не обманул. Вот вам сладости от Черта!
    Трек16. (Спокойная народная мелодия). Девушки раздают конфеты, а они не настоящие.
    Девушка 6 : Ну, Черт! Ну, попадись нам.
    Не расстраивайтесь, ребята. Мы сегодня целый мешок наколдовали, и без угощения вы не останетесь.
    Девушка машет кулаком в сторону, куда убежал Черт. Девушки поднимают мешок со сладостями. Раздают конфеты.
    Трек 17.(Финальная ритмичная мелодия, звучит фоном)
    Девушка 1: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье!
    Девушка 2: Такими были на Руси Святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. Но и мы от них не отстали, правда?
    Девушка 3 : Веселитесь и гуляйте, Вот он праздник без забот. И пусть вам и вашим близким. Будет радость круглый год.
    Девушка 4: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
    Девушки : С праздником вас! До новых встреч!

    Действующие лица:

    Егор;
    Акулина;
    Варвара;
    Лукерья.

    Участники: дети младшего возраста.

    Место проведения: актовый зал, класс, аудитория, лужайка, двор.
    Под частушечную мелодию появляются Акулина и Егор, у которого в руках баян. Они приплясывают и поют.
    Егор: Это что же за деревня,
    Это что же за село?
    Собралось народу много И гуляют весело?!
    Акулина: Принимайте в гости нас,
    Веселее станет враз!
    Мы сыграем и споём Вместе с вами и вдвоём!
    Егор: Угощенья нам не надо,
    Стол накрытый ни к чему.
    Кто танцует до упаду,
    Кто выходит на игру!
    Акулина: Здравствуйте, дорогие! Рады побывать у вас в гостях. Долго мы собирались да наряжались. Вот какие наряды нашлись в старинном-то сундуке. А вы хотите заглянуть в такой сундучок? Давайте-ка попробуем да поглядим, что получится.
    Мальчики и девочки открывают воображаемые сундучки и «наряжаются».
    Егор: Вот и молодцы, хороши ребята и девчата!
    Теперь самое время станцевать нам барыню, барыню-сударыню!
    Танец «Барыня».
    Акулина: Сорока стрекочет — ещё гостей пророчит!
    Варвара и Лукерья (входят, поют):
    На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень.
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется!
    Акулина: Давно мы вас, Варвара да Лукерья, поджидаем!
    Егор: Без вас, красавицы, праздник уж начинаем.
    Лукерья: Вот и мы!
    Варвара: Милому гостю хозяева рады.
    Лукерья: Да-да! Чувствуйте себя как дома, но не забывайте, что в гостях.
    Акулина: У вас слово всегда готово.
    Лукерья: А язык-то без костей: что хочет, то и лопочет.
    Акулина: А ну-ка, коль язык-то без костей — распотешьте-ка детей!

    Варвара и Лукерья устраивают розыгрыши среди зрителей.

    Лукерья (разглядывает сидящего): Смотри! У тебя под ногами-то грязь! Да что ж ты кланяешься мне, я ведь тебе не князь.
    Варвара (подходит к другому): Скажи: «Баня!» (зритель говорит). Тебя лю¬бит Ваня! (Обращается к другому). Сколько будет сто да сто? (Двести.) Голова твоя в тесте!
    Лукерья (поднимает кого-нибудь из зрителей): Я буду рассказывать, а ты повторяй: «И я тоже». Пошла я в лес! (И я тоже). Срубила дерево! (И я тоже). Вырубила корыто! (И я тоже). Налила туда корма! (И я тоже). Стали поросятки хлебать. (И я тоже). А ты разве поросёночек?
    Варвара (поднимает другого зрителя): Отгадай загадку: Немец-перец- Пощипай ехали на лодке! Немец-Перец утонул, кто остался в лодке? (Пощи-пай). Ах, тебя пощипать?! Пожалуйста! (В шутку щиплет).
    Лукерья (вызывает одного из детей): Ты говори за мной: «Ну!».
    Посадил дед в подполе репу. (Ну!).
    Репа выросла большая, до полу. (Ну!).
    Дед прорубил пол. (Ну!)
    Репа росла-росла и выросла до крыши. (Ну!).
    Дед прорубил крышу. (Ну!).
    Репа росла-росла и выросла до неба. (Ну!).
    Стал дед дёргать репу. (Ну!).
    Дёргал-дёргал — выдернуть не может! (Ну!).
    А внучка велела дать щелбана тому,
    Кто говорит всё время «ну!».
    Акулина: Да ну вас, Лукерья да Варвара! (обращается к детям).
    Отгадайте-ка загадку.
    Едут-едут ребятишки
    На лошадках и на мишках,
    На верблюдах и на пони,
    И друг друга не догонят!
    Что это? Правильно, веселая карусель! Начинаем игру «Карусель».



    Раз-два, раз-два — нам других катать пора!
    Дети меняются местами: кто «катался», становится в круг, взявшись за руки. Каждый из тех, кто раньше был в круге, кладет правую руку на сце¬пленные руки каждой пары в кругу.
    Закружились еле-еле расписные карусели,
    А потом, потом, потом — всё бегом, бегом, бегом!
    Тише, тише, не спешите — карусель остановите.
    Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра!
    Акулина: Сорока стрекочет, опять гостей пророчит!
    Это Матрёшка с Ермошкой. Запоздали немножко.
    Долгожданных гостей милости просим,
    Да частушки спеть попросим!
    На сцену приглашают девочку и мальчика из числа зрителей, перед ними держат «портреты» Ермошки и Матрешки с отверстиями для лица. Под фо-нограмму участники «поют» частушки.
    Хватит, милый, задаваться И махать картузиком.
    Всё равно играть не буду С тобою, карапузиком!
    Ах ты, милая моя,
    Ах ты, ласковая!
    Все конфеты из кармана Повытаскивала!
    Ах ты, миленький мой,
    Разве я их ела?
    Сорок штучек проглотила,
    Больше не хотела!
    Милка в городе была,
    Себе кудри завила.
    Триста долларов содрали,
    Стала хуже, чем была!
    Акулина благодарит детей за выступление, они садятся на свои места.
    Акулина: А вот это, ребятки, да не чудо ли?
    Было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на луну.
    Тогда докучные сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали.
    А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти докучные сказки собирала.
    И вот одну из них достала.
    На горушке избушка,
    Живёт в ней старушка.
    Сидит на печи, жуёт калачи.
    Вот она встала,
    Из-за печи мочало достала…
    Не начать ли сказку сначала?
    Акулина передает «мочало» Варваре, та повторяет все ее слова и переда¬ет «эстафетную палочку» кому-нибудь из ребят — повторение «бесконечной» сказки продолжается несколько раз в убыстренном темпе.

    Лукерья: (заканчивает игру). Бабушка Ненила рыбку ловила. Уловила ка-рася! Вот и сказка вся!
    Акулина: А теперь, ребята, мы с вами споём и станцуем вместе. Когда я буду петь: «Ай дили-дили-диди!», вы поднимаете руки вверх и крутите ладош-ками, как фонариками, мне подпевая. А кого я по имени назову, тот выходит в круг. Ай дили-дили-диди! Где вы Мишу видели?
    Варвара: Заглянули в огород — Миша пляшет у ворот!
    Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Олю видели?
    Варвара: Заглянули в зелен сад — Оля щиплет виноград!
    Лукерья: Ай дили-дили-диди! Где вы Свету видели?
    Варвара: Заглянули под крылец — грызёт Света огурец!
    Лукерья: Ай дили-дили-диди! Сашку вы не видели?
    Варвара: На полянке у колодца Сашка с курицей дерётся!
    Вместе: Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу! Не кружися на лугу,
    На лугу-то лужица, голова закружится!
    Прямо в лужу упадёшь, мокрый к ужину придёшь!
    Кружатся вместе с детьми.
    Акулина: А теперь мы весь народ приглашаем в хоровод!
    Начинается хоровод со всеми зрителями под мелодию «Во саду ли, в огороде».
    Егор: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Рады были побывать у вас в гостях! Лукерья: Добрый гость долго не засиживается!
    Варвара: Спасибо этому дому — пойдём к другому!
    Акулина: Любишь по гостям ходить, люби и гостей принимать! Приглашаем вас к нам!
    Все: До свидания!

    М. Костерина

    Post Views: 1 714

    Статьи по теме